Импрессионизм в живописи

Двор фермы - Камиль Писсаро (1863)

Двор фермы — Камиль Писсаро (1863)

Получивший развитие во Франции во второй половине XIX в., импрессионизм представлял собой событие революционной значимости в системе официальной культуры. Его представители подхватили и продолжили поиски нового, уже имевшие место в творчестве Коро и пейзажистов барбизонской школы, в реализме Курбе и романтизме Делакруа.

Подготовка

На стадии становления импрессионизма большую роль сыграла антиакадемическая программа Эдуарда Мане. Официальная критика отнеслась негативно к его картинам, тогда как писатель Эмиль Золя написал несколько статей в поддержку Мане и других художников группы.

Выставка 1874 г.

Первое организованное выступление импрессионистов состоялось в 1874 г., когда в знак полемической независимости от очередной выставки официального Салона они устроили в апреле-мае этого года в мастерской фотографа Феликса Надара собственную выставку, где были представлены работы трех десятков художников, в том числе Базиля, Сезанна, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуара, Сислея. В прессе эта выставка получила наименование Exposition impressioniste, с неологизмом, производным от названия картины Моне (Impression, soleil levant, 1872). Ядро движения сформировалось еще ок. 1860 г. из пересечения творческих интересов трех друзей — Писсарро, Сезанна и Армана Гийомена (1841— 1927). К этой группе вскоре присоединились Моне, Ренуар, Сислей и Базиль. Этих художников, весьма разных по характеру и манере, объединяла особая восприимчивость к проблемам «видения» и воодушевляло одинаковое желание выбраться из пут академических схем и классических сюжетов, скованных множеством условностей: они же стремились «трактовать сюжет ради тональных качеств, а не ради сюжета как такового: вот что отличает импрессионистов от прочих художников».

Техника импрессионистов

Живописному процессу в мастерской импрессионисты предпочли живопись на открытом воздухе, или пленэре (en plein air): вибрации света в пейзаже, вокруг объекта или человеческой фигуры, характер атмосферы фиксировались в их мгновенной изменяемости, что достигалось посредством быстрого наложения мазков открытого, не смешанного цвета. Пренебрегая пластическими эффектами рисунка и светотени, импрессионисты добивались визуального слияния объекта, пространства и атмосферы, нацеливаясь на совпадение живописного изображения с мгновенным впечатлением, физиологическим и психическим, самого художника. Разработанная техника получила теоретическое обоснование в изысканиях оптиков того времени по теме дополнительности цветов, но осуществлялась на уровне индивидуальной восприимчивости, в конкретной практике каждого художника, так что метод не был жестко определенным, в отличие от многих других течений, например дивизионизма, «отпочковавшегося» как раз от импрессионизма.

На какое-то время общий интерес к пленэру наложил на творчество этих художников печать единства, пусть не скрывая различий в манере письма и образном строе работ, однако импрессионизм так никогда и не стал организованным движением, скрепленным общей программой.

Яркие представители импрессионизма: Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер Опост Ренуар

 

Картины в жанре импрессионизм

Интерьер (Изнасилование) Эдгар Дега (1868-1869)

Интерьер (Изнасилование) Эдгар Дега (1868-1869)

Баржи на канале Сен-Мартен в Париже - Альфред Сислей (1870)

Баржи на канале Сен-Мартен в Париже — Альфред Сислей (1870)

Удивленая Нимфа - Эдуард Мане

Удивленая Нимфа — Эдуард Мане

Пьер Опост Ренуар

Пьер Опост Ренуар

Пьер Опост Ренуар 2

Пьер Опост Ренуар

Мальчик с вишнями - Эдуард Мане

Мальчик с вишнями — Эдуард Мане

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Предыдущая запись Скульптор и художник Генри Мур
Следующая запись Альфред Сислей – художник импрессионист

Комментарии:

4 комментария на «“Импрессионизм в живописи”»

  1. […] ряду основных представителей импрессионизма стоит и Пьер Огюст Ренуар (Лимо, 1841 — Кань-сюр-Мер, 1919), […]

  2. […] 1840 — Живерни, 1926) — один из главных представителей импрессионизма. Сначала он жил в Гавре, где под воздействием […]

  3. […] (Париж, 1839 — Море-сюр-Луэн, 1899) яркий представитель импрессионизма, англичанин по происхождению, в 1862 г. начал обучение […]

  4. […] Эдгар Дега (Париж, 1834-1917) в 1872 г. вошел в состав группы импрессионистов, среди которых он выделялся динамичным и отточенным […]

Добавить комментарий