«Сошествие Ноя с горы Арарат», Иван Константинович Айвазовский

«Сошествие Ноя с горы Арарат», Иван Константинович Айвазовский 1889 г. Холст, масло. 128 × 218 см. Национальная галерея Армении, Ереван Впервые картина была выставлена в Париже. Впоследствии

1889 г. Холст, масло. 128 × 218 см. Национальная галерея Армении, Ереван
Впервые картина была выставлена в Париже. Впоследствии Айвазовский подарил её школе в Новом Нахичеване. В Ереван картина была перевезена Мартиросом Сарьяном в 1921 году, во время Гражданской войны.
Картина не вполне традиционна для Айвазовского: зрителю известен Айвазовский, в первую очередь, как маринист и баталист. Здесь же художник обратился к ветхозаветному сюжету, повествующему о возвращении Ноя на землю после всемирного потопа. Видимо, по этой причине работа не слишком известна широкой публике.
Мягкие теплые тона, светлый колорит – общая атмосфера картины создает у зрителя впечатление наконец-то восстановленной гармонии, долгожданного воссоединения человека и природы. По прочтении сюжета, ставшего сюжетной основой картины, становится понятна радость героев полотна от благополучного исхода событий.
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега. и выпустил ворона, видеть, убыла ли вода с земли, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семп дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Шестьсот первого года Ноевой к первому первого месяца иссякла вода на земле; И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, и пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и скот, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». (Быт. 8:4-19).
Таким образом, остановился великий Потоп, посланный по Божьей Воле, в наказание человеческому роду как очищение от греха. Освободилось от воды пространство, и устроил всё Господь для начала нового жизненного цикла.
Ной обрел Божью благодать потому, что был праведным человеком. Именно благодать необходима для спасения души человека: собственными усилиями человеку не спастись. Ни сила воли, ни твёрдость характера без нее не принесут плодов в ее отсутствии.
Ной был избран Богом по причине своей благочестивой жизни и благоговейного отношения к Богу, вот почему Бог именно ему поручил строительство ковчега. Интересно, что Ною на тот момент было уже пятьсот лет: то есть его благочестие было проверено столетиями, праведность была многократно испытана. Только после всех этих проверок Господь вверяет спасение и возрождение жизни на земле.
Характерно и то, что Господь Сам открывает Ною все необходимое для устройства ковчега. Ковчег – это замысел Божий, поэтому Ной в состоянии его построить. Есть лишь одно условие: строго следовать всем указаниям свыше. Только полное послушание Богу в любом предприятии означает его благополучный исход.

Источник

Ваш комментарий