Русский художник, историк и художественный критик Александр Николаевич Бенуа (1870—1960 гг.) тонко чувствовал дух давно минувших эпох. В своих работах он пропагандировал сочетание классицизма со «свободным искусством».
Художник вырос в семье известного русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Он не только рисовал, но и тщательно изучал культуру и историю искусства. Первая серьезная работа (серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV») была написана художником во Франции в 1897 г. Именно Франция времен Людовика XIV и Петербург конца XVIII — начала XIX в. стали основными темами живописных работ этого гениального художника.
Картины Бенуа наполнены неповторимой, легкой грустью. Превосходные пейзажи, затуманенные золотистой дымкой, создают эффект нереальности, сказочности происходящего события. Красота и истинная художественная ценность — вот основные отличительные особенности шедевров мастера.
Бенуа стал одним из организаторов объединения и журнала «Мир искусства». Он много занимался искусствоведческой деятельностью: издавал книги, открывал музеи. В конце жизни были выпущены его мемуары.
После Октябрьской революции Александр Николаевич заведовал Картинной галереей Эрмитажа и активно занимался работой по охране памятников. По мнению критиков, с этого момента и до конца жизни художником не было создано ничего выдающегося.
Декорация к трагедии Пушкина (Пир во время чумы) (1914 г., Гуашь, мел, пастель, бумага 43,5 х 63,5, Третьяковская галерея, Москва)
Итальянская комедия — billet doux (1905, Гуашь, тушь, карандаш, бумага на картоне 47,8 х 65,6, Третьяковская галерея, Москва)