Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв

Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв

Свобода, ведущая народ — Эжен Делакруа (1830)

Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России.

Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и потерявших веру в идеалы Просвещения. Драматизм социальной атмосферы, окружавшей человека, усугублялся еще и тем, что утрата казавшихся незыблемыми ценностей породила в творческой среде настрой пессимизма и разочарования. Именно в этом мучительном несовпадении мечты с реальностью следует искать основы романтического мировосприятия.

Творцы — художники, писатели, поэты, музыканты — выбрали объектом нового идеала скрытую душевную жизнь человека. Центром внимания романтиков стала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями, жадным стремлением к свободе.

Характерной чертой романтизма является то, что в каждой отдельно взятой стране это направление приобретало свой особый национальный колорит.

Развитие романтизма  в живописи Германии

В Германии, например, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер.

Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

Меловые скалы на острове Рюген - Каспар Давид Фридрих (1818)

Меловые скалы на острове Рюген — Каспар Давид Фридрих (1818)

Другой не менее знаменитый представитель романтизма — пейзажист Каспар Давид Фридрих — восхищал современников изображением на своих картинах красот горных ландшафтов юга Германии. С присущим только ему мастерством художник передает меланхолическую призрачность северных морских побережий, которую усиливает выписанный с необыкновенным умением лунный свет.

Немецкие художники романтизма

Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Асмус Якоб Карстенс

Романтизм в живописи Англии

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Одним из ярких представителей романтизма был и Уильям Тернер, прославившийся смелыми по колористике световоздушными пейзажами. Его живописи свойственны необычные эффекты, красочная фантасмагория. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойное судно».

Китобойное судно - Уильям Тернер (около 1845 г.)

Китобойное судно — Уильям Тернер (около 1845 г.)

Английские художники романтизма:

Иоганн Генрих Фюссли, Уильям Блейк, Джон Констебл, Уильям Тёрнер

Романтизм в живописи Франции

Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции.

Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.

Художники-романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма.

Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории.

Раненый кирасир, покидающий поле боя - Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр)

Раненый кирасир, покидающий поле боя — Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр). Теодор Жерико — яркий представитель французской живописи эпохи романтизма

Излюбленным жанром, в котором творили живописцы- романтики Франции, был портрет. Именно в этом жанре они стремились отразить напряженность и динамику внутренней духовной жизни человека.

Триумф и последовавшее за ним поражение Наполеона как никогда остро поставили вопрос о роли личности в истории человечества. Поэтому образ бывшего императора Франции стал главным действующим лицом полотен многих французских художников-романтиков.

Важную роль в достижении своих романтических принципов и идеалов французские живописцы отводили жанру пейзажа. Он стал для них возможностью выражения восхищения силой и мощью природы.

Романтизм во Франции так же как и в других странах Западной Европы и России, во многом предвосхитил появление реализма. Большинство художников-романтиков в поздний период своего творчества обращались к реалистическому изображению действительности.

Французские художники романтизма

Жан Огюст Доминик Энгр, Жак-Луи Давид, Теодор Жерико, Оноре Домье

Романтизм в живописи России

Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами - Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Русские художники романтизма

Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.

Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.

Ваш комментарий