Эдуард Мане — зачинатель современного искусства

Автопортрет с палитрой - Эдуар Мане

Автопортрет с палитрой — Эдуар Мане

Эдуард Мане (Париж, 1832-1883) был главным действующим лицом в той живописной революции, которую подхватили импрессионисты и которая имела очень долговременные последствия. Мане отказался от пластических характеристик объемов, перспективы и светотени, опираясь на контраст и соотношение тонов. Его картины: Завтрак на траве и Олимпия стали вехами глубокого обновления, первым плодом которого и был импрессионизм — пролог всего современного искусства.

Сын крупного чиновника, Мане отошел от семьи, чтобы следовать своему художественному призванию. Человек рафинированной культуры и образованности, он играл заметную роль в интеллектуальной жизни Парижа. В 1856 г. он открыл собственную мастерскую, приступив к разработке своего стиля, который заявляет о себе в картине «За стаканом абсента» (1858). В этом произведении, как и в работе «Испанец, играющий на гитаре» (1861), уже проглядывается тенденция строить пространство посредством противопоставления черного и светлых тонов интенсивного, резкого цвета.

Скандальная живопись

В 1863 г. Мане выставил на Салоне отверженных (Salon des refusés) картину «Завтрак на траве» (1863), которой суждено было стать одной из самых знаменитых. Она вызвала немедленный скандал: на фоне лесного пейзажа была помещена — с явной отсылкой к Джорджоне — обнаженная женская фигура в окружении двух мужчин, одетых по моде того времени. «Олимпия», написанная вскоре после этого и в 1865 г. выставленная на Салоне, стала поводом к продолжению скандала: во фронтальном, «парадном» изображении Мане представил молодую обнаженную куртизанку, гордо возлежащую на постели.

«Завтрак на траве» - Эдуар Мане (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

В 1866 г. он написал картину Флейтист  однако она была отвергнута жюри Салона, а в 1867 г. работы Мане не допустили к показу на Всемирной выставке. В виде полемического жеста Мане разместил 55 своих произведений в павильоне, сооруженном недалеко от выставки.

Поворот к импрессионизму

В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).

В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.

Картины Эдуарда Мане:

«За стаканом абсента» - Эдуар Мане (1858)

«За стаканом абсента» (1858)

«Испанец, играющий на гитаре» - Эдуар Мане (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Завтрак на траве» - Эдуар Мане (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

«Бар в Фоли-Бержер» - Эдуар Мане (1882)

«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)

«Берега Сены в Аржантее» - Эдуар Мане (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Нана» - Эдуар Мане (1877, Кунстхалле, Гамбург)

«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)

«Олимпия» - Эдуар Мане (1863)

«Олимпия» — (1863)

«Подавальщица пива» - Эдуар Мане (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)

«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)

«Семья Моне в саду в Аржантёй» - Эдуар Мане (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Флейтист» - Эдуар Мане (1866, Музей д'Орсэ, Париж)

«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)

Балкон - Эдуар Мане (1869)

Балкон — (1869)

В лодке - Эдуар Мане ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Железная - Эдуар Мане (1873)

Железная — (1873)

Лола из Валенсии - Эдуар Мане (1862)

Лола из Валенсии — (1862)

Натюрморт с цветами - Эдуар Мане (1880)

Натюрморт с цветами — (1880)

Портрет Эмиля Золя - Эдуар Мане (1868)

Портрет Эмиля Золя — (1868)

Расстрел Императора Максимилиана - Эдуар Мане (1868)

Расстрел Императора Максимилиана — (1868)

Цветы в хрустальной вазе - Эдуар Мане (1882)

Цветы в хрустальной вазе — (1882)

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Предыдущая запись Художник Эдгар Дега
Следующая запись Клод Моне картины, творческая биография

Комментарии:

Один комментарий на «“Эдуард Мане — зачинатель современного искусства”»

  1. […] большую роль сыграла антиакадемическая программа Эдуарда Мане. Официальная критика отнеслась негативно к его […]

Добавить комментарий