Микеланджело Меризи по прозванию Караваджо (Караваджо, 1573—Порто Эрколе, 1610) — один из крупнейших художников в итальянской и европейской живописи, создатель так называемого «караваджевского люминизма», что характеризует его как новатора в понимании роли света.
Караваджо учился с 1584 г. в Милане в мастерской художника бергамасской школы Симоне Петерцано (известен с 1573 по 1596), а также на произведениях художников XVI в. школ Бергамо и Бреши (Лоренцо Лотто, Савольдо, Моретто из Бреши), от которых перенял внимание к событиям реальным, повседневным и религиозности искренней, лишенной напыщенности. От периода, последовавшего за годами учения, сохранились несколько произведений: Вакх (Галерея Уффици, Флоренция), Мальчик, укушенный ящерицей (собрание Р. Лонги, Флоренция), Гадалка (Лувр, Париж; Капитолийские музеи, Рим),и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим), Отдых на пути в Египет и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим).
Около 1593 г. Караваджо перебрался в Рим, где и достиг вершин зрелости как художник. Он работал в открытой полемике с маньеристическими вкусами, господствовавшими в официальном искусстве. В первых образчиках повседневного реализма, как вторгающихся даже в сферу мифологического, — Больной Вакх (Галерея Боргезе, Рим), более поздняя картина Шулеры (Галерея Шьярра, Рим) и великолепный натюрморт Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), открывающий новую страницу в истории этого жанра, за ними последовали более сложные композиции, подводившие к циклу в капелле Контарини римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези.
В 1595 г. был заключен контракт на монументальные полотна для этой церкви. После их написания (Святой Матфей и ангел, Призвание и Мученичество Святого Матфея) разразился скандал по причине дерзко реалистической интерпретации событий священной истории. Автор трактовал их драматичным языком резкой светотени, и это стало основой «караваджевского люминизма», сутью которого и была выразительная и структурирующая роль контраста «свет-тень».
Мощным и лаконичным предстает построение картин, написанных в 1600-1601 гг. для Санта-Мария дель Пополо: Распятие Святого Петра и Обращение Савла являют собой вершину творческой зрелости Караваджо. Последние произведения римского периода — Мадонна Лорето (Сант- Агостино, Рим), Мадонна со змеей (1603—1605, Галерея Боргезе, Рим), Ужин в Эммаусе (1605,Национальная галерея, Лондон) и Смерть Марии (1605—1606, Лувр, Париж; была приобретена П.П. Рубенсом для герцога Мантуанского) — резко критиковались за жесткий реализм, особенно последняя работа, о которой судачили, что Караваджо писал с натуры труп проститутки, выловленный в Тибре. Художник выступал опровергателем ортодоксальной религиозности, и его часто порицали за отсутствие во многих картинах привлекательных мотивов и тем более за размещение священных персонажей в обстановке слишком скромной, зачастую с грязными руками и босыми ступнями. Вовлеченный в 1606 г. в драку со смертельным исходом — последнюю в череде эпизодов насилия, где он тоже был действующим лицом, — Караваджо был вынужден бежать в Неаполь. Написанные там картины — Мадонна с четками (1606-1607, Музей истории искусства, Вена), Семь дел Милосердия (1607, Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) и Бичевание — показывают переход художника к локализации источника света для акцента сути происходящего.
Его бегство не закончилось Неаполем: потом последовали Мальта и Сицилия (1608). Как свидетельствуют последние работы Караваджо — Погребение Святой Лючии (1608, написано в Сиракузах для одноименной церкви), Воскрешение Лазаря, — его вдохновение приобретало все более трагическую окраску.
Похожие записи
Интернет-журнал о ярком искусстве. При использовании материала активная индексируемая ссылка на evivid.ru обязательна!
© 2024 Яркое искусство · Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru