Культурное наследие Неаполя в 17 веке

Культурное наследие Неаполя в 17 веке

С 1516 по 1700 год Неаполитанское королевство и Сицилия управлялись вице-королями, находившимися под эгидой испанской короны. В эпоху Возрождения в Неаполе еще не было живописи европейского уровня. Однако в XVII веке ситуация изменилась, и Неаполь стал одним из ведущих культурных и торговых центров Европы и важнейшим морским портом Средиземноморья. В начале XVII века это был крупнейший после Парижа город с населением 450 000 человек — в три раза больше Рима. Вице-король, часть знати и преуспевающие купцы жили в роскоши. Для королевского двора строились дворцы, расширялись улицы и площади. Помимо своего богатства, Неаполь представлял собой также живой городской организм. В силу высокой плотности населения в нем было ярко выражено социальное неравенство и еще более ярко набожность населения — к концу столетия там насчитывалось более пятисот церквей. О жизни в Неаполе говорили, как о чарующей смеси  страха и волшебства.

В XVII столетии город пережил несколько потрясений. В 1624 году он пострадал от голода, а в 1631 году — от извержения Везувия. Несколькими годами позже, когда вице-король, герцог Аркосский, поднял цену на хлеб и стал взимать «рыбный налог», вспыхнуло восстание под предводительством работорговца Мазаньелло. Поначалу оно не было направлено против испанских правителей, однако после убийства Мазаньелло Неаполь провозгласил себя независимой республикой и восстание было немедленно подавлено испанцами. Затем на Неаполь обрушилось еще одно несчастье — эпидемия чумы 1656 года, сократившая городское население вдвое.

извержение Везувия в Неаполе

Извержение Везувия в Неаполе 1631 год

Помимо церкви и монашеских орденов важнейшими заказчиками художников были вице-короли, испанская и местная придворная знать, крупные землевладельцы-бароны, такие, как Колонна, Маддалони и Монтлеоне, и богатые купцы. Однако, несмотря на концентрацию в Неаполе богатства и власти, такого покровительства, каким пользовались люди искусства в папском Риме, здесь не было. Вице-короли не только покупали картины для собственных собраний, но в их обязанности входило также и пополнение коллекции испанского короля. Именно так они приобрели для Филиппа IV множество полотен Клода Лоррена, Пуссена, Ланфранко и Риберы. У герцога Монтеррейского, бывшего вице-королем с 1631 по 1637 год, имелась обширная коллекция произведений искусства. Когда он возвращался в Испанию, для перевозки картин и скульптур ему потребовалось сорок кораблей. Маркиз Карпио, вице-король Неаполя с 1683 по 1687 год, собрал около тысячи картин. Другим крупным покровителем искусств был фламандский купец Гаспар Роомер, в его обширной картинной галерее находилось несколько полотен Риберы. И, тем не менее, самыми крупными заказчиками являлись, прежде всего, церкви, монастыри и религиозные братства. Самый крупный заказ Караваджо — на создание алтарной композиции «Семь деяний милосердия» — сделала благотворительная община церкви Пио Монте делла Мизерикордия, основанная знатными горожанами для заботы о бедняках. Роспись церквей и монастырей была для художников другим важным источником заработков. Рени и Доменикино были приглашены в Неаполь из Рима для росписи потолка капеллы дель Тезоро в городском соборе. Ланфранко также приехал из Рима в середине 1630-х годов, чтобы украсить ансамблем фресок церковь Чертоза ди Сан Мартино. Неаполитанские художники Лука Джордано и Андреа Ваккаро вместе работали над росписью церкви Санта Мария дель Пьянто.

Семь деяний милосердия Караваджо

Семь деяний милосердия Караваджо

Торговые связи с другими европейскими странами, а также с Азией и испанскими правителями означали, что Неаполь оказался открыт для широкого спектра художественных влияний. Впрочем, практически ни один из художников так называемой «Неаполитанской школы» на самом деле не был уроженцем Неаполя. Город привлекал к себе многих людей искусства. Здесь быстро возникали новые художественные направления, например, «караваджизм», а искусство развивалось сразу в нескольких направлениях. Некоторые художники приезжали в Неаполь из-за того, что не добились успеха, на который так надеялись, в папской метрополии, или по причине неблагоприятных условий контракта. С другой стороны, многие живописцы покидали Неаполь, отправляясь в Рим, Флоренцию или даже в Испанию, когда их приглашали заказчики. И некоторым из них удавалось сделать значительный вклад в художественную историю города, даже ненадолго задержавшись в нем.

Неаполь был важной ступенью в карьере многих знаменитых живописцев, но лишь немногие прожили в городе всю жизнь.

Караваджо портрет

Портрет Караваджо (1573—1610)

Караваджо (1573—1610), к примеру, бежал в Неаполь из Рима, где его могли заточить в тюрьму за убийство, и провел в Неаполе только один 1607 год. Его покровителем стал испанский вице-король граф Беневенто. Прожив затем несколько месяцев на Мальте, художник снова вернулся в Неаполь уже незадолго до своей смерти. Несмотря на такое кратковременное пребывание в городе, Караваджо оставил в нем заметный след. Именно тогда возникла так называемая «школа Караваджо».

 

 

Артемизия Джентилески (1597-1651)

Артемизия Джентилески (1597-1651)

Артемизия Джентилески (1597-1651), приехавшая из Рима ученица своего отца, Орацио Джентилески, вначале работала во Флоренции, а затем в Неаполе, где жила с 1630 по 1637 год. После пребывания в Англии она вновь вернулась в Неаполь (около 1640 года) и создала там несколько алтарных полотен для церквей и ряд картин для испанского двора и коллекционеров.

 

 

 

Хусепе Рибера (1591-1652)

Хусепе Рибера (1591-1652)

Хусепе Рибера (1591-1652) после ученичества у Франсиско Рибальты в Валенсии, покинул родной Пиренейский полуостров и приехал в 1609 году сначала в Парму, а затем в Рим. Успеха он там не добился и, наконец, обосновался в 1616 году в Неаполе, где и получил известность, как «Спаньолетто» (маленький испанец). Открыв большую мастерскую с множеством учеников, он постепенно стал занимать доминирующее положение в художественной жизни города. Первоначально Рибера работал в манере Караваджо и прославился прежде всего благодаря ярким, наполненным светом краскам своих картин.

 

 

 

Сальватор Роза автопортрет

Сальватор Роза (1615-1673)

Сальватор Роза (1615-1673) родился в Неаполе и поначалу работал там же, но впоследствии уехал в Рим, а оттуда во Флоренцию. Роза добился славы не только как художник, но и как поэт и музыкант. Известность он приобрел благодаря батальным сценам и пейзажам, а также полотнам на темы «ванитас» (бренности жизни). Его романтические ландшафты привлекали зрителей своей поэзией и пафосом. Между 1620 и 1630 годами в Неаполе были созданы первые натюрморты. Художники Джузеппе Рекко (1634—1695), Джованни Баттиста Руоппола и Паоло Порпора славились своими крупноформатными натюрмортами с цветами, фруктами, рыбой и кухонными сценами. Во второй половине столетия Лука Джордано (1632-1705) ученик Риберы, стал одним из наиболее процветающих живописцев. Его чрезвычайная плодовитость — за свою жизнь он создал не меньше пяти тысяч картин — принесла ему прозвище «Luca fa presto» (Лука делает быстро). А за ловкость, с которой он подражал стилям различных мастеров, он был также наречен «proteo della pittura», то есть Протеем в живописи. (Протей — божество, способное принимать различный облик)

 

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Предыдущая запись Лучшие снимки-победители конкурса Sony World Photography 2018
Следующая запись Мадонна с четками — Караваджо

Комментарии:

2 комментария на «“Культурное наследие Неаполя в 17 веке”»

  1. […] что Рибера изобразил здесь событие, имевшее место в Неаполе в 1552 году. Тогда в присутствии вице-короля, маркиза […]

  2. […] мастеров, оставивших наиболее заметный след в художественной жизни Неаполя в 17 веке, был Караваджо. Его «Мадонна с четками» […]

Добавить комментарий