Мадонна с четками — Караваджо

Мадонна с четками Караваджо

Среди мастеров, оставивших наиболее заметный след в художественной жизни Неаполя в 17 веке, был Караваджо. Его «Мадонна с четками» впервые упоминается в 1607 году в связи с продажей. Возможно, она была предназначена для доминиканской церкви. Согласно легенде, Дева Мария явилась св. Доминику и протянула ему четки.

Караваджо картина Мадонна с четками

Мадонна с четками — Караваджо

Она научила его, как пользоваться ими во время молитвы, и велела ему распространять четки среди верующих. Этот сюжет стал популярен в эпоху Контрреформации, после победы при Лепанто в 1571 году, когда христианский мир сдержал натиск турков, что приписывалось действию молитвы с четками. Однако, в первую очередь, четки были одной из новых форм благочестия, пропагандировавшегося церковью. Они требовали самодисциплины и индивидуальной инициативы, но с другой стороны, делали вклад в структурирование повседневной жизни с помощью ритуала, более прочно привязывая верующих к церкви.

В центре картины, повернутая непосредственно к зрителю, чуть смещенная влево от центральной оси, восседает на троне Мадонна с младенцем Иисусом, стоящим на ее коленях. Слева от нее св.Доминик с одухотворенным выражением лица, справа другие монахи раздают верующим четки. Фигура в левом углу, повернувшая лицо к зрителю, по-видимому, представляет заказчика этой картины. Еще одна фигура, изображенная на полотне, св. Петр Мученик. Бедно одетые люди обращаются к св. Доминику с подчеркнуто выразительными жестами.

Караваджо отказывается от строгого разделения персонажей картины на принадлежащих небесному или земному миру, что было обычным для трактовки подобной сцены — действие разворачивается в помещении, и фигуры тесно сгруппированы, — но тем не менее он старается соблюсти строгую иерархию. Святая Дева не только помещена на более высоком уровне, но она еще и является единственной фигурой, полностью видной зрителю. Поразительно мощный поток света и энергичная лепка тел с помощью кьяроскуро (светотени), бросающей яркие блики на отдельные части тел. Здесь Караваджо применяет типичную для раннего барокко цветовую композицию с интенсивными красочными пятнами, каждое из которых появляется только один раз и делит картину на три части: верхняя и нижняя части представляют собой строго локализованные цветовые поля, в то время как в центре доминируют черный и белый. «Мадонна с четками» принадлежит к числу наиболее традиционных работ Караваджо, и тем не менее она произвела огромное впечатление на зрителей, так как в ней художник создал тип алтарной картины эпохи барокко. Полотно говорит о строгой церковной иерархии, согласно которой у людей нет прямого доступа к самой Деве Марии, и им требуется для этого посредничество святых.

 

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Предыдущая запись Культурное наследие Неаполя в 17 веке
Следующая запись Поединок женщин — Хусепе Риберы

Комментарии:

Добавить комментарий