Джон Консте́бл или Констэбль

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что превосходство зеленого цвета его полей достигается сочетанием множества зеленых красок различных оттенков… То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету» . Под впечатлением от работ Констэбля, выставленных в галерее Эрроусмита, Делакруа переписал фон своей знаменитой картины «Резня на Хиосе». Цветовые решения Констэбля, по признанию самого Делакруа, помогли ему многое познать в живописи.
За всю свою жизнь Констэбль продал лишь двенадцать своих работ в Англии, тогда как во Франции за несколько лет продал почти двадцать картин. Несмотря на это, он отказался от предложения ездить с турне по другим странам, предлагая свои работы. Своему другу Фрэнсису Дарби он писал: «Уж лучше я буду бедным Англии, чем богатым, но за границей»
В своём понимании искусства Констэбль расходился с установками, сложившимися в художественных кругах, о том, что необходимо отдавать предпочтение воображению, а не самой природе. Сам художник признавался в письме к Лесли: «Когда я сажусь писать этюд с натуры, первое, что я делаю, стараюсь забыть все те картины, которые я видел ранее». «Мир безграничен, — писал он, — нет двух одинаковых дней, даже один час не похож на другой. С момента создания целого мира не было двух одинаковых листьев на деревьях, поэтому подлинное произведение искусства, как и всё в природе, неповторимо».
В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов.На одной из таких лекций в Королевском институте (англ. Royal Institution) он сформулировал три правила:
во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична;
во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью;
и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой.
В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал «колыбелью Британского искусства».
__________________
Перед тем как полностью завершать работу, Констэбль создавал большое количество предварительных натурных набросков, для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли интерес для художников, учёных и широкой публики. Интересен тот факт, что, например, в эскизах к картинам «Прыгающая лошадь» и «Телега для сена» присутствует энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах. Вероятно, именно этюды маслом, более чем другое наследие творчества Констебла, в ретроспективе раскрывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новом направлении.
Наряду с натурными эскизами, Констэбль оставил большое количество зарисовок, которые были сделаны во время продолжительных наблюдений за игрой облаков, создающих неповторимые картины для пейзажиста. При этом Констэбль приближался к почти научной характеристике погодных условий.
Сами эскизы стали первым опытом масляной живописи, созданной непосредственно на открытом воздухе. Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констэбля – «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констэблю удалось передать момент неистовства ливня над морем.
Во время изучения различных состояний облаков, на обратной стороне этюда Констэбль обычно оставлял небольшие записи, отмечая преобладающие погодные условия, направление света, время дня, полагая, что именно небо является «ключевой составляющей» в пейзажной живописи, т.к. «оно создаёт определённое настроение и является источником различных чувств человека» («the key note, the standard of scale, and the chief organ of sentiment»). Известно, что Констэбль в своих исследованиях опирался на знания, почерпнутые в работах метеоролога Люка Ховарда, который впервые представил классификацию облаков. Комментарии, оставленные Констэблем в книге Томаса Фостера «Исследование феномена атмосферы», обнаруживают в художнике знатока метеорологической терминологии. 23 октября 1821 года Констэбль писал другу Фишеру: «Я проделал серьёзную работу, изучая все состояния неба, и теперь полон решимости преодолеть все оставшиеся трудности, которых ещё много впереди».

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

Джон Консте́бл или Констэбль John Constable , 11 июня 1776–1837)— английский художник-романтик. О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: «Констэбль говорит, что

.

Ваш комментарий