Портретные наброски и зарисовки — это отдельный вид рисунка, очень эмоциональный и выразительный, быстрый и доступный всем рисовальщикам.
Фото автора. Ткаченко А.В. Набросок, карандаш.
Существует разница между рисованием головы человека и рисованием портрета. В первом случае ставиться цель передать как можно вернее объемы, пропорции, перспективу головы человека. Здесь рисуется голова как трехмерный объект. Чаще всего это учебные постановки.
Фото автора. Тяглов А.А. Зарисовка соусом.
Зато в портрете на передний план выступает именно портретное сходство, индивидуальность, личность портретируемого человека. Здесь главное создание образа. Если портреты краткосрочные, то задача усложняется тем, что все изобразительные средства идут на создание именно портретного сходства, выявления индивидуальности человека. Здесь важен отбор главного, самого характерного.
Фото автора. Ткаченко А.А. Набросок, шариковая ручка.
Художники могут обобщать или искажать форму, что-то выделять или утрировать. Иногда линия в набросках лишь намекает на форму, а не детализирует ее. Главное для художника поймать неуловимое состояние человека, его настроение, сделать акценты на самые важные детали.
Фото автора. Тяглов А.А. Набросок, акварель.
Это часто не может передать фотоаппарат, ведь он улавливает только мгновенное изображение. А образ человека складывается от всего комплекса впечатлений. Освещение, запахи, речь, движения, настроение – все переплетаются и определяют индивидуальность, портретное сходство человека.
Фото автора. Ткаченко А.А. Зарисовка, карандаш.
В набросках и зарисовках у художника ограничено время, и надо найти самые выразительные штрихи, линии, чтобы передать это самое портретное сходство. Если посмотреть на самые удачные портретные зарисовки, то мы увидим, что там нет случайных линий. Иногда образ решается вообще одной линией. Только эта линия тоже разная, ритмичная и вибрирующая, где то чуть видная, а где то сильная, твердая и жирная.
Фото автора. Тяглов А.А. Зарисовка, черная ручка.
В набросках и зарисовках все штрихи ложатся по форме, определяя объем минимальными средствами. Штрихи тоже все разные: по толщине линии, по ее активности, даже по темпераменту нанесения.
В набросках и зарисовках очень важен этот темперамент, эмоциональный подход художника. Именно в набросках лучше всего проявляется отношение художника к модели. Это заставляет образ звучать интереснее и выразительнее.
Фото автора. Тяглов А.А. Зарисовка, шариковая ручка.
В набросках и зарисовках редко применяется тональная разборка объемов, только в мягких материалах, таких как соус, уголь, сангина. И даже там, это скорее намек на общие тональные отношения.
Материалов для портретных набросков и зарисовок огромное множество. Фломастеры, мелки, пастель, карандаши, уголь, соус, тушь. Подойдет все: от обыкновенной шариковой ручки, до акварели и масла. Сейчас широко применяют гелиевые черные ручки, они заменили тушь. И позволяют работать везде, даже на улице.
Фото автора. Ткаченкр А.В. Зарисовка, карандаш.
Появилось свободное время, достал ручку с блокнотиком, и рисуй себе на здоровье. Пользу набросков и зарисовок трудно переоценить. Особенно полезно порисовать человека, если собираешься писать его портрет. Порисовать с натуры, изучая саму модель в пространстве и движении.
Фото автора. Ткаченко А.В. Набросок, карандаш.
Даже если портрет будет писаться с фотографии, или будет сочетать сеансы с натуры и доработку по фотографии, наброски помогут найти лучший ракурс для портрета, выявить особо выразительные черты у модели.