Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» упоминает о том, что Баутс родился в Харлеме, жил и работал в Лёвене, где он был городским живописцем с 1468 года. На Баутса оказали влияние Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Влияние Рогира ван дер Вейдена в творчестве Дирка Баутса прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником.
В 1447 году он женился на девушке из зажиточной семьи Катарине Ван де Брюген из Лёвена и переехал туда. Сыновья художника, Дирк Младший и Альберт, тоже стали живописцами и сотрудничали в мастерской отца. Как свидетельствуют документы того времени, Баутс был очень состоятельным жителем Лёвена и получил звание городского художника в 1468 году. Умер в Лёвене в 1475 году.
Влияние Рогира ван дер Вейдена в творчестве Дирка Баутса прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником. В оценке творчества художника существует немало разночтений. Некоторые работы приписывали другим мастерам, а потом возвращали их авторство Боутсу. Но существуют подтвержденные документами работы художника, которые позволяют составить мнение об основных чертах творчества Дирка Боутса. Одна из них — ясное построение пространственной перспективы. Фигуры на его картинах готически удлиненны, а тщательное исполнение деталей говорит о связи художника с искусством миниатюры. Его работы элегичны и лишены драматизма, а святые малоподвижны и молитвенно благочестивы. Лица святых у мастера имеют черты конкретных людей, видимо, заказчиков его произведений. На основе стилистического анализа его работ можно причислить художника к группе мастеров, бывших также под сильным влиянием Яна ван Эйка.
К картинам Боутса, авторство которых подтверждено документами, относятся триптих «Таинство причащения» (1468, Левен, ц. св. Петра) и две картины, первоначально предназначенные для городской ратуши и иллюстрирующие легенду об императоре Оттоне («Суд императора Оттона III», Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Вокруг этих произведений можно расположить многочисленные произведения, среди которых самыми близкими по стилю являются «Мучение св. Эразма» (Левен, ц. св. Петра), выполненное для того же братства, что и «Таинство причащения»; «Мужской портрет» (1462, Лондон, Нац. гал.), в котором можно обнаружить суровость брюссельских картин. Более драматичными и по сюжету, и по исполнению являются триптих «Снятие с креста» (Гранада, собор) и картины «Пьета» (Париж, Лувр) и «Положение во гроб» (Лондон, Нац. гал.).
Все эти произведения свидетельствуют о близком знакомстве художника с великими творениями Рогира ван дер Вейдена, у которого Боутс заимствовал композиционную схему, удлиненные формы и некоторую патетику. Другие картины мастера следуют урокам ван Эйка, например «Богоматерь с младенцем» (Лондон, Нац. гал.); полуфигура Богоматери представлена здесь на фоне шелковой драпировки, рядом с окном, открывающимся в тщательно выписанный пейзаж, — формула, ставшая очень популярной. Аналогичное решение характерно для таких композиций, как «Коронование Марии» (Вена, Собрание Академии художеств), «Мученичество св. Ипполита» (Брюгге, ц. Спасителя), «Неопалимая купина» (Филадельфия, Музей искусства) и особенно «Ессе Agnus Dei» (Мюнхен, частное собрание). Следует упомянуть и две алтарные створки «Рай» и «Ад» (Лилль, Музей изящных искусств) и «Алтарь жизни Марии» (Мадрид, Прадо), считающийся первым из известных произведений Боутса.
Многие другие картины, приписываемые Боутсу, находятся в частных и государственных собраниях в Германии («Взятие под стражу», «Воскресение», Мюнхен, Старая пинакотека), США, Великобритании, Нидерландах. Существуют многочисленные реплики с картин Боутса, одни повторяют композицию «Богоматери с младенцем» (Лондон, Нац. гал.), другие воспроизводят формулу диптиха с полуфигурами Христа, увенчанного терновым венцом, и молящейся Марии. Эти реплики свидетельствуют об успехе, которым Боутс пользовался при жизни.

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

Мастера Северного Возрождения: Дирк Боутс Старший Dirk Bouts (около 1415-1475) известен также под именем Дирка Гарлемского. О его жизни осталось мало данных. Карел ван Мандер в своей «Книге о

.

Ваш комментарий