Клод Моне (Париж, 1840 — Живерни, 1926) — один из главных представителей импрессионизма. Сначала он жил в Гавре, где под воздействием художника Эжена Будена (1824—1898) начал заниматься живописью на пленэре, особенно интересуясь передачей текучего, вибрирующего света.
К первым парижским годам относятся несколько его пейзажей, выполненных в Онфлёре: в них еще чувствуется влияние Курбе. Оглядка на реалистическую систему ощутима и в картине «Женщина в зеленом платье», выставленной на Салоне в 1866 г.
В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.
С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.
Особенно показательны такие шедевры, как «Завтрак в саду» (1872), «Маки» (1873), «Мост в Аржантёе» (1874, все — Музей д’Орсэ, Париж), а прежде всего — знаменитая работа «Впечатление, восход солнца» (1872), которая и дала название направлению — импрессионизм. Моне словно испытывал пейзаж в различных атмосферных условиях: «Ветёй зимой» (1879), «Ветёй летом» (1880). Последний период жизни он провел в Живерни, упражняя свою визуальную восприимчивость вибраций цвета — пытаясь схватить его изменения при смене освещения в разные часы дня и времени года: так появились циклы «Тополя и Стога» (1890), серия «Руанский собор» (1894), виды Лондона (1900-1904) и Венеции (1908-1909) и, наконец, знаменитые «Нимфеи» (Кувшинки), тему которых художник разрабатывал на протяжении многих лет (1909—1926).