Контражур в живописи эффектный прием, которым нужно уметь пользоваться. Он как лакмусовая бумажка проверяет профессионализм художника. Здесь не бывает середины. Либо здорово, либо плохо.
Фото автора. Тяглов А.А. "Возвращение в храм".
Контражур в живописи это расположение источника света сзади предметов или объектов. И источник этот яркий и активный. Писать против света это и сложно, и интересно одновременно.
Контражур открывает художнику возможности, которые трудно реализовать при другом освещении. Это эмоциональность работы, ее выразительность. Предметы воспринимаются силуэтами, большими пятнами. Это отсекает лишние детали, обобщает образы, делает важным графичность, усиливает ощущение пространства.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Этюд натюрморта".
Всегда считалось, что использование приема контражура вносит момент драматичности, таинственности, уединенности. Так простому сюжету стоит добавить необычное освещение, и он заиграет, зазвучит совершенно иначе. Ярче, живописнее и чувственнее.
Фото автора. Этап работы этюда в контражуре. Пока работа велась без белил.
Мотив, на который был написан мой этюд «Осенние вишни» был не очень интересным. Зато вечером, когда садилось солнце, и появлялся контражур, он превращался в живописный и выразительный. Мимо него было не пройти.
Работу в контражуре надо писать исключительно большими пятнами, силуэтами и отношениями. Только на заключительной стадии можно заняться детализацией. Для работ в контражуре это принципиально важно.
Фото автора. Этап работы над этюдом в контражуре. Большие отношения и ввод белил.
Главное в работе над контражуром помнить, что силуэты, хотя и смотрятся очень темными, имеют цвет. И они уж никак не черного цвета. Они сложные, удивительно живописные, и задача художника этот цвет увидеть. И написать, чтобы там не было грязи.
В своем этюде я писала зелень вишневых деревьев, смешивая краплак с травянистой зеленой или зеленой ФЦ, добавляя кое-где кобальт синий. Вечернее освещение, контражур и осенние тона делали оттенки в этюде сложными и неординарными.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Осенние вишни".
Контур, линии вибрируют на ярком свете, против солнца. Они прерываются, меняются, где-то отчетливые, где-то размытые. Человеческий глаз не может смотреть на солнце. Искажение неизбежно, и в этом прелесть контражура.
Тени выходящие на нас в работах, где есть контражур, как бы вводят зрителя в пространство. Мы чувствуем, что оказываемся внутри картины. Этот прием используется в композициях, когда необходимо подчеркнуть сопричастность зрителя к происходящему.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Герберы".
В работах, где есть контражур, нужно беречь глубину теней, поэтому они пишутся максимально без белил. Работа над этюдом я начала без белил. Только когда основные отношения определены, то я перешла писать небо и самые светлые места уже с использованием белил.
Мне нравится писать работы с контражуром на цветных фонах, на имприматуре, где задан уже средний тон. Это позволяет работать на пленэрных этюдах быстро, ведь солнце не ждет.
Фото автора. Учебная работа. Композиция с контражуром. "На остановке".
Это очень полезно для художников экспериментировать со светом. Писать в контражуре, например. Все это будит творческую фантазию и развивает чувство цвета.