Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Фрагмент картины Г.Мясоедова

Очень древний и очень редкий славянский ритуал описал в своем произведении русский живописец Григорий Мясоедов.

Если не разобраться в деталях, действие, происходящее на полотне, кажется странным и даже зловещим. Молодую полуобнаженную девушку толкают в костер под возгласы обезумевшей толпы. Палящий огонь скрыт от нас странной фигурой необъяснимой формы.

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Григорий Мясоедов «Опахивание», 1876

Однако на самом деле, девушку вовсе не принуждают к самосожжению, она идет к огню сама и вместе с женщинами своего селения тянет за собой плуг. Итак, перед нами обряд под названием «опахивание», сведения о котором остались в этнографических источниках.

Художник Григорий Мясоедов был основателем общества передвижников. Для него самого любимыми темами была бытовая жизнь русского крестьянства. Он писал их детально и с некой долей восхищения. Глубокое изучение истоков народной культуры вывело его к теме, которая раньше в искусстве почти не поднималась.

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Григорий Григорьевич Мясоедов

Сам ритуал опахивания уходит глубоко в древность, никто точно не знает, как и где он возник. Суть его заключается в том, что женщины проводят плугом или сохой борозду вокруг поселения (иногда вокруг поля или конкретной избы) и таким образом спасаются от падежа скота. Для изгнания «Коровьей смерти» привлекали незамужних девушек и вдов.

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Живопись Г. Мясоедова

Если была возможность приурочить опахивание к празднику, считалось, оно будет эффективней. Но чаще всего обряд проводили по мере необходимости, когда возникала угроза эпидемии скота. Действие происходило в полночь или перед рассветом.

Именно предрассветный час выбрал для своей эффектной картины художник Мясоедов. Синяя дымка неба растворяется в темноте по периметру холста. Все присутствующие на обряде в прямом смысле объяты неким мистическим трансом. Ночь, треск костра, ритуальный речитатив колдуньи – все это создает атмосферу хтонического пограничья между мирами.

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

«Выпахивание» холеры во время эпидемии. Окрестности Екатеринославля, XIX век

Фигура перед костром в косматом, вероятно соломенном, одеянии жестикулирует. Скорее всего, это – сельская ведьма, которая руководит ритуалом. Динамика движения заставляет зрителя поверить во все происходящее, включиться в общее безумие и вдохнуть магию славянской ритуалистики.

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Фрагменты картины

Мы не до конца понимаем, какую роль выполняет каждый из присутствующих. Но тот факт, что они уверены в силе своего воздействия, впечатляет. Колдунья вот-вот запляшет, ветер поднимет в небо столп искр, ночь обернется днем.

Крестьяне не зря выбрали пограничий час для своего дела, они хорошо знали, что именно в такие моменты, согласно эзотерике, границы между мирами наиболее хрупкие.

источник

Ваш комментарий