1805г. Акварель, тушь, печать, бумага. Размер: 54.3×72.5 см. Тейт Британия, Лондон
«Навуходоносор» – монотипия с добавлением чернил и акварели, иллюстрирующая главу 4 Книги пророка Даниила. В ней идёт речь о ветхозаветном Вавилонском царе Навуходоносоре II, который увидел странный сон и призвал своего советника Даниила разъяснить его. Мудрец заявил, что правитель будет покаран, и наказание закончится через семь лет, когда царь восславит Всевышнего. Так и случилось: возгордившись, Навуходоносор «…отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Даниил 4:30). Лишь когда спустя семь лет он поднял глаза к небу и восхвалил бога, к нему вернулся человеческий облик.
Биограф художника Александр Гилкрист пишет, что зритель видит на гравюре «безумного царя, ползущего, словно загнанный зверь, в логове среди скал. Его спутанная золотистая борода метёт землю, его ногти подобны когтям стервятников, а дикие глаза полны угрюмого ужаса. Мощное тело теряет человеческий облик и становится звериным, покрытым грубыми волосами и жабьими пятнами на коже неестественных оттенков зелёного, синего и красновато-коричневого».
Блейк всячески подчёркивает переход человека в животное состояние. Мускулистое тело героя явно указывает, что это не зверь, а прежде великий человек. Но торс покрыт волосами, больше напоминающими оголённые мышцы, а ногти на руках и ногах превращаются в когти. Больше всего внимание зрителя привлекают человеческие глаза Навуходоносора: он смотрит вниз, а лицо его искажено шоком и отвращением. Возможно, художник передал тот момент, когда царь осознал степень своего падения и «благословил Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное…» (Даниил, 4:31).
Очевидно, осознание своей человеческой сущности и того, что она находится во власти бога, – и есть главная тема этой работы. Единственное настоящее различие между самым могущественным в мире царём и животным – самосознание. В Библии такое различие – это божья воля, но, принимая во внимание отношение Блейка к религии, можно предположить расширенное толкование. Такое прочтение подтекста этой истории приводит к рассуждениям о тонкости разницы между людьми и другими животными.
«Навуходоносор» был одной из так называемых «Больших цветных гравюр» – эта серия, начатая в 1795 году, состоит из двенадцати цветных монотипий. Они были нарисованы на медных досках, а затем отпечатаны в прессе на листах смоченной бумаги. После этого Блейк и его жена Кэтрин нанесли поверх изображений чернила и акварель. Эта гравюра выполнена в четырёх копиях. Одна сейчас находится в галерее Тейт в Лондоне, вторая – в Музее изящных искусств Бостона, третья – в Институте искусств Миннеаполиса, а четвёртая считается пропавшей без вести с 1887 года.
Оттиски, как правило, не содержат сопроводительного текста, но, судя по всему, Блейк задумал их как противопоставление пар. В таком случае противоположностью «Навуходоносору» можно считать «Ньютона». Но что сравнивает автор О чём может сказать выбор героев, их позы, цвета и контраст света и тени
В эпоху Просвещения в XVIII веке рациональные научные объяснения Ньютона стали практически божественными откровениями для мира – но не для Блейка. Он видел в учёном символ подавления воображения и творческого, художественного духа разумом, а также воплощение идеи о том, что всё можно измерить и постичь. Напротив, в Навуходоносоре, которого бог превратил в животное за неверие и гордыню, Блейк представил человека, ставшего рабом чувств. Чистая чувственность, как и чистый разум, художник воспринимал как антитезу Воображению.
Автор: Влад Маслов