Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.
Это воистину удивительнейший феномен мировой культуры, давший архитекторам возможность строить все, даже Ноев ковчег.
Бумажной (или утопической) такую архитектуру обозвали потому, что эти проекты в жизни реализовать было невозможно. Это гигантомахия. И это монументализм. А еще неисчерпаемый поток фантазии — не все же мерить исключительно технологически и функционально.😅
Первым бумажным архитектором можно смело назвать Джованни Баттиста Пиранези, который за всю свою жизнь построил одну церковь, но прославился своими грандиозными архитектурными фантазиями.
А еще Этьена-Луи Булле, тоже мало что построившего, но на бумаге создавшего более 100 проектов. Один из самых известных — Кенотаф Ньютона. Это гигантский шар высотой в 150 метров, символизирующий то ли Вселенную, то ли Землю, то ли яблоко, благодаря которому был открыт закон всемирного тяготения. То ли все это вместе взятое, что скорее всего.
Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.
Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.
По проекту шар этот не имеет никаких украшений, лишь густовысаженные деревья (скорее всего, кипарисы), выглядящие ничтожно по сравнению с круглой громадиной (они опоясывают шар снаружи). Внутри — выбоинки, через которые должен просачиваться дневной свет и имитировать звездное небо (ночью, по мысли автора, необходимо разводиться огонь — имитация Солнца).
Сам шар находится в некой ложбине, как в лузе — Господь играл в гольф и попал в яблочко.😁 Ну или это макушка Ньютона. 😂
Или Клода-Никола Леду, который, например, спроектировал публичный дом в форме фаллоса.
А еще был такой персонаж, как Жан Жака Лекю. Вы когда-нибудь видели дом-слон? Нет, тогда Лекю идет к вам. 😂
Проект дома-слона Жана Жака Лекю, конец 18 — начало 19 веков.
Проект будет выглядеть приблизительно так: гигантский слон с винтовой лестницей, находящейся в трубе, выходящий из живота слона, с пышным внутренним убранством комнат, фонтаном, струящимся из хобота и башней-колоколом, расположившейся на спине слона.
А сейчас мое любимое — План Вуазен гения Ле Корбюзье.
Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.
Это проект тотальной перестройки Парижа (по стопам барона Османа) и это, в каком-то роде безумие, потому что для этого необходимо было снести 240Га старого Парижа (правый берег). 😅
Зачем? Чтобы создать 18 крестообразных в плане 50-этажных небоскребов, вокруг которых расположить бы кафе, парки и магистрали.
Справедливости ради скажу, что снести Ле Корбюзье предлагал кварталы, где ютились бедняки (архитектор оставлял нетронутым остров Ситэ и некоторые важные архитектурные объекты). Идея: на смену тесной застройке с ее социальными проблемами должен прийти простор свободного человека — застраиваемая площадь по проекту составляла всего 5%.
Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.
Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.
Это Баухаус и это прогресс.
Но на такой радикализм власти Парижа пойти не могли. Зато власти СССР могли и пригласили на рубеже 1930-х годов Ле Корбюзье в нашу страну для разработки плана реконструкции Москвы.
Основные принципы плана Вуазен были сохранены — проект пришелся по вкусу, ибо отвечал идее зарождающегося социалистического общества: разрушить старый и построить новый мир.
Но финансовые трудности помешали его реализовать. Москва конца 1920-х представляла собой кучу разваливающихся деревянных малоэтажек, без канализации, электричества, с водяными колонками на улицах и редкими брусчатыми мостовыми лишь кое-где в центре города; не было стройматериалов и дров — церкви разбирали на кирпичи, а деревянные особняки шли на растопку.
Тем не менее наши советские архитекторы времени даром не теряли — тоже придумывали новую архитектуру нового мира.
Например, институт библиотековедения имени Ленина (автор Иван Ильич Леонидов) — огромный стеклянный шар, находящийся, внимание, над землей (укреплен тросами и шарнирами) и выступающий аудиторией на 4000 человек. Более того, при помощи стальных штор купола, шар должен был выступать как планетарий (рядом с шаром — комплексы книгохранилища, лабораторий, кабинетов).
Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.
Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.
Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.
Или он — грандиозный Дворец Советов с дедушкой Лениным вместо шпиля (архитектор Борис Иофан, тот самый, кто создал постамент-павильон для "Рабочего и колхозницы").
Проект "Двореца Советов" Бориса Иофана, начадо 1930-х — конец 1950-х.
Сооружение это должно было стоять на месте храма Христа Спасителя — центр "новой советской Москвы" и самое высокое и грандиозное в мире недоздание / недопамятник, символизирующий победу социализма (храм в итоге даже успели взорвать — ломать не строить).
Чтобы вы понимали масштабы: статуя Владимира Ильича должна была быть 100 м. Или скажу по-другому — палец Ленина на этой скульптуре должен был быть размером приблизительно с двухэтажный дом, а весь батюшка — 33 этажа. 😁