Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.

Это воистину удивительнейший феномен мировой культуры, давший архитекторам возможность строить все, даже Ноев ковчег.

Бумажной (или утопической) такую архитектуру обозвали потому, что эти проекты в жизни реализовать было невозможно. Это гигантомахия. И это монументализм. А еще неисчерпаемый поток фантазии — не все же мерить исключительно технологически и функционально.😅

Первым бумажным архитектором можно смело назвать Джованни Баттиста Пиранези, который за всю свою жизнь построил одну церковь, но прославился своими грандиозными архитектурными фантазиями.

А еще Этьена-Луи Булле, тоже мало что построившего, но на бумаге создавшего более 100 проектов. Один из самых известных — Кенотаф Ньютона. Это гигантский шар высотой в 150 метров, символизирующий то ли Вселенную, то ли Землю, то ли яблоко, благодаря которому был открыт закон всемирного тяготения. То ли все это вместе взятое, что скорее всего.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.

По проекту шар этот не имеет никаких украшений, лишь густовысаженные деревья (скорее всего, кипарисы), выглядящие ничтожно по сравнению с круглой громадиной (они опоясывают шар снаружи). Внутри — выбоинки, через которые должен просачиваться дневной свет и имитировать звездное небо (ночью, по мысли автора, необходимо разводиться огонь — имитация Солнца).

Сам шар находится в некой ложбине, как в лузе — Господь играл в гольф и попал в яблочко.😁 Ну или это макушка Ньютона. 😂

Или Клода-Никола Леду, который, например, спроектировал публичный дом в форме фаллоса.

А еще был такой персонаж, как Жан Жака Лекю. Вы когда-нибудь видели дом-слон? Нет, тогда Лекю идет к вам. 😂

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект дома-слона Жана Жака Лекю, конец 18 — начало 19 веков.

Проект будет выглядеть приблизительно так: гигантский слон с винтовой лестницей, находящейся в трубе, выходящий из живота слона, с пышным внутренним убранством комнат, фонтаном, струящимся из хобота и башней-колоколом, расположившейся на спине слона.

А сейчас мое любимое — План Вуазен гения Ле Корбюзье.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.

Это проект тотальной перестройки Парижа (по стопам барона Османа) и это, в каком-то роде безумие, потому что для этого необходимо было снести 240Га старого Парижа (правый берег). 😅

Зачем? Чтобы создать 18 крестообразных в плане 50-этажных небоскребов, вокруг которых расположить бы кафе, парки и магистрали.

Справедливости ради скажу, что снести Ле Корбюзье предлагал кварталы, где ютились бедняки (архитектор оставлял нетронутым остров Ситэ и некоторые важные архитектурные объекты). Идея: на смену тесной застройке с ее социальными проблемами должен прийти простор свободного человека — застраиваемая площадь по проекту составляла всего 5%.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.

Это Баухаус и это прогресс.

Но на такой радикализм власти Парижа пойти не могли. Зато власти СССР могли и пригласили на рубеже 1930-х годов Ле Корбюзье в нашу страну для разработки плана реконструкции Москвы.

Основные принципы плана Вуазен были сохранены — проект пришелся по вкусу, ибо отвечал идее зарождающегося социалистического общества: разрушить старый и построить новый мир.

Но финансовые трудности помешали его реализовать. Москва конца 1920-х представляла собой кучу разваливающихся деревянных малоэтажек, без канализации, электричества, с водяными колонками на улицах и редкими брусчатыми мостовыми лишь кое-где в центре города; не было стройматериалов и дров — церкви разбирали на кирпичи, а деревянные особняки шли на растопку.

Тем не менее наши советские архитекторы времени даром не теряли — тоже придумывали новую архитектуру нового мира.

Например, институт библиотековедения имени Ленина (автор Иван Ильич Леонидов) — огромный стеклянный шар, находящийся, внимание, над землей (укреплен тросами и шарнирами) и выступающий аудиторией на 4000 человек. Более того, при помощи стальных штор купола, шар должен был выступать как планетарий (рядом с шаром — комплексы книгохранилища, лабораторий, кабинетов).

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.

Или он — грандиозный Дворец Советов с дедушкой Лениным вместо шпиля (архитектор Борис Иофан, тот самый, кто создал постамент-павильон для "Рабочего и колхозницы").

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Проект "Двореца Советов" Бориса Иофана, начадо 1930-х — конец 1950-х.

Сооружение это должно было стоять на месте храма Христа Спасителя — центр "новой советской Москвы" и самое высокое и грандиозное в мире недоздание / недопамятник, символизирующий победу социализма (храм в итоге даже успели взорвать — ломать не строить).

Вы что-нибудь слышали про бумажную архитектуру?

Чтобы вы понимали масштабы: статуя Владимира Ильича должна была быть 100 м. Или скажу по-другому — палец Ленина на этой скульптуре должен был быть размером приблизительно с двухэтажный дом, а весь батюшка — 33 этажа. 😁

источник

Ваш комментарий