«Шестикрылый серафим

Шестикрылый серафим Азраил), Михаил Александрович Врубель 1904г. Холст, масло. Размер: 155×131 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия Полотно известно под несколькими

Азраил)», Михаил Александрович Врубель 1904г. Холст, масло. Размер: 155×131 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия
Полотно известно под несколькими названиями: «Ангел с мечом и кадилом», «Азраил» и «Херувим».
1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона». Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Уже тогда окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».
В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой. В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи. В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.
18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы. 3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.
В 1904 году Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. Эта картина, обычно недооцененная по экспрессии и живописи, превосходит «Демона поверженного». Во многом это скорее сдержанный и многозначный финал всего пути художника в поисках и Демонов и Пророков.
На картине шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один — пророка здесь нет,— и называется картина «Азраил» (ангел смерти). Как в ярком бредовом сне, возникает из зелено-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими) громадными глазами. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот взнесенный меч серафима Азраила и его «угль, пылающий огнем».
Сильное, грозное произведение, в котором удивительным образом соединились эффект яркого, сияющего витража и выполненная плотными, угловатыми, мозаичными мазками живопись. Серафим наделен гипнотизирующим взглядом самой судьбы, а меч и светильник в его руках – поистине символической значительностью: сталь источает ледяной холод, споря с розовеющим, вещим, завораживающим и грозным светом лампады.
«Шестикрылый Серафим» принадлежит к высшим проявлениям творческого духа Врубеля. «Огнеподобный» посланник Бога, ангел с пламенным взором, покровитель художника-пророка и его требовательный судия, словно напоминает о высшей миссии избранника, призывает к служению – «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами».
Незабываем этот неотвратимо надвигающийся лик в облаке черных волос, с бездонными глазами, эта поднятая рука, держащая меч. Возмездие и высшая, суровая справедливость. И написал его жгучими, ослепительными красками, в блеске драгоценных камней, но кому придет в голову рассуждать о «декоративности» перед этой картиной

Шестикрылый серафим Азраил), Михаил Александрович Врубель 1904г. Холст, масло. Размер: 155×131 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия Полотно известно под несколькими

Шестикрылый серафим Азраил), Михаил Александрович Врубель 1904г. Холст, масло. Размер: 155×131 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия Полотно известно под несколькими

Шестикрылый серафим Азраил), Михаил Александрович Врубель 1904г. Холст, масло. Размер: 155×131 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия Полотно известно под несколькими

Шестикрылый серафим Азраил), Михаил Александрович Врубель 1904г. Холст, масло. Размер: 155×131 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия Полотно известно под несколькими

Источник

Ваш комментарий