Питер Пауль Рубенс (Зиген, Вестфалия, 1577 — Антверпен, 1640) был художником феноменальной талантливости, яркий представитель и основоположник барокко, работал в жанрах: портрет, пейзаж и историческая живопись.
Длительное нахождение в Италии (1600-1608) с поездками в Венецию, Мантую, Рим и Геную стало решающим этапом в художественном формировании Рубенса: он получил опыт непосредственного знакомства с классической античностью и с ренессансным классицизмом, равно как и со всем разнообразием современных ему явлений в культуре. Великий представитель барокко на самом деле предстает как последний мастер ренессансного типа — и в смысле общих с Возрождением интересов, и по гуманистическим установкам творчества. Об этом свидетельствуют античные памятники в его коллекциях и постоянное обращение за вдохновением к великой живописи XVI в. начиная с Рафаэля до Микеланджело и Корреджо. Внимание Рубенса привлек и колоризм Тициана, Тинторетто и Веронезе, а также «люминизм» Караваджо, и все эти впечатления чудесным образом переплавлены у него в живописный язык, проникнутый большой чувственной теплотой, с наполненным светом и блеском колоритом, где формы обозначены крепким рисунком, уже включенным в композиции барочного типа, но еще дышащим классическим равновесием и эпическим духом.
Главные произведения на этом пути — это Триптих плп иезуитской церкви в Мантуе (1605, музеи в Мантуе, Антверпене и Нанси); Конный портрет герцога Лермийского (1604); Крещение (1604—1606), Обрезание (1606, Сант-Амброджо, Генуя); Поклонение пастухов (1608, Городская пинакотека, Фермо).
По возвращении на родину (1609) Рубенс получил должность придворного художника регентов Нидерландов и организовал процветающую мастерскую. Построение форм активной в Антверпене светотеневой моделировкой (Воздвижение креста,1610) и опыты передачи ночного освещения (Поклонение волхвов, Прадо, Мадрид) сменяются поиском цветовой гармонии (Снятие с креста, 1611—1614).
Рубенс работал в жанре мифологической живописи (ок. 1613—1618: Пьяный силен; Битва амазонок, Старая пинакотека), в религиозной живописи (ок. 1616—1619: Мадонна невинных), писал портреты и крупные декоративные циклы, фрески в церкви иезуитов в Антверпене (1620) и картоны для ковров, заказанных французским королем Людовиком XIII (Жизнь Константина, 1622—1623).
Живя в Антверпене, Рубенс часто совершал Поездки по Европе, во время которых были созданы многие значительные произведения: Поклонение волхвов (ок. 1624), Мир и Война, Елена Фоурмен с сыном (1635), холсты для лондонского Уайтхолла (1634), оформление Toppe де ла Парада близ Мадрида (1638).
Пейзажи, к написанию которых Рубенс обратился в последний период жизни (Пейзаж с радугой, женского тела 1636; Возвращение крестьян с полей, 1637), раскрывают его восприятие природы, окрашенное сильным эмоциональным порывом, лирическое и почти романтическое, что в ином ключе передают и его картины с обнаженными фигурами (Три Грации, Шубка, Музей истории искусства, Вена).
Интернет-журнал о ярком искусстве. При использовании материала активная индексируемая ссылка на evivid.ru обязательна!
© 2024 Яркое искусство · Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru