Самая не скучная профессия Древнего Египта.

Самая не скучная профессия Древнего Египта.

ТутанхамонТутанхамон

Нет, нет, я сейчас не о жрецах говорить буду.

А о древнеегипетских мумификаторах (hery seshta — мастер таинства) — вот где скуки не было уж точно, ибо мумификатор, как универсальный человек эпохи Возрождения, — и патологоанатом, и хранитель ритуала, и танатопрактик.

Важно понимать, без маски Анубиса проводить ритуал мумификации никак нельзя! Ведь тут главное что — все сделать правильно, чтобы в загробном мире дух человека смог узнать себя и воссоединиться с телом.

Именно Анубис заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Оси­риса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму великий Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его.

Так Анубис стал патроном всех мумификаторов Древнего Египта.

Начинать предполагалось с ненужного, то есть с мозга. Египтяне той, давно канувшей в лету поры, были абсолютно невысокого мнения о мозге и не счи­тали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире. Поэтому смело брали в руки длинный железный крюк и просовывали его через ноздрю в череп.

Несколько умелых движений взад-вперед (чтобы максимально разжижить материю) и, вуаля, часть мозга уже лежит рядышком с усопшим, которого, конечно, по всем правилам приличия, предварительно обмыли раствором с карбонатом натрия (никаких чудес или инопланетян — карбонат натрия до сих пор в большом количестве содержится в озерах в дельте Нила).

Пока мумификатор моет свой железный крюк, остальная часть мозгла вытекает сама через ноздри (для этого тело переворачивали на живот).

А вот сердце ни в коем случае трогать было нельзя и знал это любой профессионал своего дела.

СЕРДЦЕ ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ В ТЕЛЕ — без него нельзя пройти суд Осириса.

Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладет­ся перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса (к вопросу о христианстве — ничего не напоминает?). Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начи­нает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама (процесс над душами описан в Книге мертвых).

Самая не скучная профессия Древнего Египта.

Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры. Британский музей.Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры. Британский музей.

Желудок, кишечник, легкие и печень извлекались во вторую очередь, после мозга (надрез на левом боку), высушивались, заворачивались в ткань, пропитанную смо­ла­ми, и помещались в четыре алебастровых канопических сосуда (в городе Канопус почитали божество в форме вазы с чело­веческой головой — так возникло название для этих ритуальных тар; считается, что первым предназначение сосудов понял один из осно­вате­лей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году).

Самая не скучная профессия Древнего Египта.

Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры. Метрополитан.Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры. Метрополитан.

Крышка каждой тары — голова одного из сыновей бога Гора — "стражи часов на теле Осириса".

Желудок отправляли в вазу бога Дуамутефа с головой шакала. Он отождествлял одну из сущностей души умершего — Ба, которая путешествовала по загробному миру, покидала тело через рот, а возвращалась через глаза.

Легкие помещали в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны (один из любимых богов египтян, повелитель Нила и покровитель урожая), а кишечник — в сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа, того самого, который "отражает удар врага, что подходит к тебе сзади".

Ну а печень — в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Он, соответственно, отождествлялся с другой частью души умершего — Ка. Потому что печень пользо­валась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию.

Все эти четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.

Заберет чуть позже, а пока опустошенную полость промоют вином со специями, а после заполнят ароматизаторами — миррой и корицей. Первая сохраняло тело в целости и сохранности, вторая — придавала ему приятный запах, ибо душе не очень хочется обитать в смердящей падалью плоти (чтобы добавить объем и предотвратить тление, полость могли заполнить дополнительно кусками ткани, пропитанной солью).

Подождав 40 дней (тут вновь сделаю ссылочку на христианство), пока тело засохнет, начиналась процедура обертывания — самая мистическая часть мумификации.

Во-первых, жрец Осириса не смолкал ни на секунду, ибо каждый круг обертывания сопровождался специальными заклинаниями. Во-вторых, в льняную ткань, пропитанную смолами (выполняет функцию клея), заворачивались амулеты, папирусы с "молитвами" и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками (например, Тутанхамону завернули его кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита).

Главное — уложиться в срок, т.е в 70 дней. Почему? Одному богу, т.е Осирису известно. 😂 В древних текстах ответа на этот вопрос нет.

В общем-то, на этом работа профессионального мумификатора завершена. Далее действуют родственники, а именно — организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии (ритуал перед погребением, который возвращает умершему возможность гово­рить и есть в загробном мире).

Вообще, в "Истории" Геродота описано три способа бальзамирования — дешевый, средний и дорогой (как вы поняли, выше мною описан самый искусный и сложный способ мумификации — для лиц "голубых кровей" и элиты).

Самым дешевым и прос­тым способом пользовались бедные крестьяне — в брюшную полость умер­шего заливали сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом клали тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить.

Второй способ был немного посложнее и поинтереснее😂 — в задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника, а вместе с ним выходили и разложенные внутренности и желу­док.

Ну вот как-то так. 😅

источник

Ваш комментарий