функция 7. ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Наше внимание является «направленным, непримиримым ограничителем», который закрывает наши глаза на многое из окружающего. Искусство, утверждают де Боттон и Армстронг, может снять эти шоры, чтобы мы могли по-настоящему воспринимать не только то, к чему мы расположены, но и другое:
Наш недостаток и порой причина несчастья в том, что нам трудно замечать обыденное, повседневное окружающее. Мы страдаем когда упускаем из виду ценность того, что имеем рядом, и тоскуем, часто несправедливо, по воображаемой привлекательности удаленного.
Хотя привычка может быть замечательной жизненной силой , она с тем является острым мечом, отсекающим целый ряд переживаний, когда мы впадаем в режим автопилота. Искусство может избавить нас от привычки к тому, что прекрасно и достойно радости:
Искусство — это один из ресурсов, который может привести нас к более точной оценке того, что важно, освобождая от стереотипов и предлагая нам взвесить вызывающее восхищение и любовь.
Один из примеров, предлагаемый авторами, — знаменитые пивные банки Джаспера Джонса, отлитые из бронзы, которые побуждают нас взглянуть на обыденный и знакомый объект новыми глазами:
Тяжелый и дорогой материал, из которого они сделаны, заставляет нас по-новому осознать их индивидуальность и необычность: мы видим их так, как будто никогда раньше не видели консервных банок, признавая их интригующую идентификацию как будто глазами ребенка или марсианина, свободными от привычек в этой области.
Джонс дает нам урок: как смотреть на мир вокруг нас более добрыми и внимательными глазами.
Такова сила искусства: оно одновременно свидетельствует и прославляет ценность обыденного, от которого мы так часто отказываемся в поисках искусственного величия. Оно своего рода инструмент обновления чувствительности к богатству нашей повседневной жизни:
может научить нас быть более справедливыми по отношению к самим себе, когда мы стремимся извлечь максимальную пользу из своих обстоятельств: работы, которую мы не всегда любим, кризиса среднего возраста, наших неудовлетворенных амбиций и наших попыток оставаться верными раздражающим, но любимым людям, супругам.
Искусство может противостоять гламуру недостижимого; оно может заставить нас оценить и принять настоящие достоинства той жизни, которую мы ведем.
Из книги «Искусство как терапия» Ален де Боттон, Джон Армстронг.
остальные 6 пунктов:
1 — — — — — —
функция 3. ПЕЧАЛЬ
Поскольку мы — создания бесконечных внутренних противоречий, искусство может помочь нам стать более целостными, не только расширяя нашу способность испытывать положительные эмоции, но и помогая нам полностью прожить и усвоить негативные, делая это с достоинством и напоминая нам о законном месте печали в жизни:
Одна из неожиданно важных вещей, которые искусство может сделать для нас, — это научить нас, как более успешно страдать. … Мы можем видеть большую часть художественных достижений как «сублимированную» печаль со стороны художника и, в свою очередь, ее восприятие со стороны публики.
Термин «сублимация» заимствован из химии. Он называет процесс, при котором твердое вещество непосредственно превращается в газ, не становясь сначала жидким. В искусстве сублимация относится к психологическим процессам трансформации, в ходе которых низменные и не впечатляющие переживания превращаются во что-то благородное и прекрасное — именно то, что может произойти, когда печаль встречается с искусством.
Прежде всего, утверждают де Боттон и Армстронг,
искусство помогает нам чувствовать себя менее одинокими в наших страданиях, которым социальное выражение наших личных печалей придает своего рода утвердительное достоинство.
один из величайших даров искусства:
Оно может предложить грандиозную и серьезную точку зрения, с которой можно рассмотреть тяготы нашего существования.
Из книги «Искусство как терапия» Ален де Боттон, Джон Армстронг.