ФРИДЕНСРАЙХ Регентаг Дункельбунт ХУНДЕРТВАССЕРФРИДЕНСРАЙХ Регентаг Дункельбунт ХУНДЕРТВАССЕР
Точнее, он читал лекции голым. Но согласно правилам хорошего тона интернет пространства, за слово "голый" можно загреметь в бан.
Так вот. Он читал лекции голым. Отличное начало 2 января, я считаю. 😂
Нет, не потому что наркотики, алкоголь и rock&roll. А потому, что он был страстным, даже ревностным защитником природы. И немножко нудистом. 😂
Итак, прошу любить и жаловать, Фридрих Штовассер (1923-2000), известный в миру как ФРИДЕНСРАЙХ Регентаг Дункельбунт ХУНДЕРТВАССЕР — человек и пароход 😂 (большую часть жизни провел в пути и умер где-то посреди Тихого океана, на корабле, который вез его из Новой Зеландии в Европу).
А еще художник и архитектор, который любил Шиле, улиток и всегда носил разные носки. Потому что "почему, собственно, вы носите одинаковые?" (Хундертвассер).
Пока вы размышляете над ответом, я расскажу вам, почему Хундертвассер носил разные.
Мальчик с зелеными волосами, 1967.Мальчик с зелеными волосами, 1967.
Началось все в 1948 году на выставке-ретроспективе Эгона Шиле. Именно тогда у нашего парня родилась теория о нескольких слоях кожи человека: первый слой — собственно эпидермис, второй — одежда, третий — наши с вами дома (в 1972 году он добавит еще два слоя: четвертый — социальная среда и пятый — планетарная кожа, непосредственно связанная с биосферой, качеством воздуха и состоянием земной коры).
"Здания Шиле казались одушевленно-человечными — они ничем не напоминали рисунки архитектора, либо дома, выписанные другими художниками… они светились в темноте … он писал их так, словно нет никакой разницы между кожей обнаженной девушки и кожей дома" (Хундертвассер).
Иначе говоря, Хундертвассер призывал всех быть уникальными и индивидуальными, и презирал любые попытки стандартизации и унификации (австрийский еврейский мальчик, который застал нацизм, чудом избежал репрессий и, по иронии судьбы, после окончания Второй Мировой войны поступил в венскую Академию изобразительного искусства, ту самую, куда не приняли Гитлера).
Но вернемся к носкам. Как можно проявить свою самость? Стать дизайнером себя, т.е собственного внешнего вида. Чем Хундертвассер и занимался с 1949 года — разрабатывал сам себе рубашки и брюки, используя части разной одежды (обувь, кстати, тоже сам себе проектировал, а когда его волосы начали редеть, стал носить разноцветные кепки).
Но одежда — это лишь второй слой кожи человека. Есть еще третий — это дома. И дома эти не могут быть унылыми безликими коробками, ибо, по мысли Хундертвассера, в таком жилище человек и сам превращается в унылое говно (прошу прощения за свой французский). Поэтому наш друг призывал всех высунуться из окна и украсить стену вокруг по собственному вкусу, так, как душа поет.
И отказаться от прямых безликих линий, которые заполонили мир и архитектуру. Во-первых, потому что скучно. Во-вторых, потому что неестественно (истинно природные формы причудливые и витиеватые). В-третьих, потому что венский модерн полюбил.
Ну и в-четвертых, потому что улитка — любимая живность Хундертвассера.
Резюме: протагонист органической архитектуры и живописи.
Путешествие по морю и железной дороге, 1967 / Закат, 1966 / Дома под кровавым дождем, 1961 / Капля растет в садах возлюбленных, 1975 / Ты это сделал, 1975 /Парк, 1978.Путешествие по морю и железной дороге, 1967 / Закат, 1966 / Дома под кровавым дождем, 1961 / Капля растет в садах возлюбленных, 1975 / Ты это сделал, 1975 /Парк, 1978.
Хундертвассер не причислял себя к каким бы то ни было художественным направлениям и школам, отвергал, как я уже говорила, любую стандартизацию, традиционные правила и творческие философские методы.
И если вы попросите меня назвать тот изм, с которым соотносится его творчество, я вам его не назову. Хундертвассер также самобытен, как и похож на других. Потому что там вон Шиле, тут Климт, здесь Гауди, модерн, экспрессионизм, Клее (и еще целый ворох аналогий) и при этом это не Шиле, Климт и Гауди, а именно Хундертвассер.
Спираль как концепт и жизненное кредо.😂
Мирный договор с природой, 1986Мирный договор с природой, 1986
Humunus Humanitas, 1986.Humunus Humanitas, 1986.
Голубой блюз, 1994 Голубой блюз, 1994
Яркий, орнаментальный, декоративный, инаковый. Именно инаковый — инаковые искусны и совсем не наивны.
Вернемся к улитке. В чем ее особенность? Она всегда носит свой дом с собой. Это залог ее комфорта, уверенности, защиты. Максимально практично, функционально и нетривиально. И линий прямых нет.
Максимальная гармония с природой. Именно к ней и стремился Хундертвассер. Время такое было — после войны мир рухнул, а технологические новации дошли до того, что придумали ядерное оружие (в этом плане он наиболее близок к экспрессионистам, потому что тоже про духовную катастрофу, про стремление обрести вновь разрушенные связи).
И вот очень интересна этимология его имени. Имен 😂 (тут как с носками — нужно иметь много и разные, чтобы отразить все ипостаси личности).
1️⃣ Фриденсрайх — богатый миром (королевство мира);
2️⃣ Регентаг — дождливый день (любимая погода художника, ибо именно дождь делает все цвета природы ярче);
3️⃣ Дункельбунт — цвета, светящиеся в темноте.
Ну и фамилия Хундертвассер. Хундерт (hundert) — это по-немецки "сто" (он увлекался славянскими языками и обнаружил, что его фамилия, Штовассер, начинается со "што" или "сто", которое наш друг просто перевел на свой родной язык) и вассер (wasser) — вода (часть, которая осталась неизменной, потому что вода — это "убежище, дверца, в которую я всегда могу улизнуть").
По сути, Хундертвассер и был той самой улиткой — он жил везде и везде строил свои причудливые, необычные дома. И писал причудливые, необычные картины.
Лесная спираль, Зеленая цитадель Магдебурга, Общественный туалет в Кавакава, Дом Хундертвассера в Вене.Лесная спираль, Зеленая цитадель Магдебурга, Общественный туалет в Кавакава, Дом Хундертвассера в Вене.
Башня Хундертвассера, Абенсберг.Башня Хундертвассера, Абенсберг.
И дом свой "таскал" всегда с собой — судно "Regentag", на котором он прожил долгих 10 лет, приплыл в Новую Зеландию и построил там свой идеальный дом — почти полностью автономный, с солнечными батареями, водяным колесом и биологической очистной установкой.
Материалом для стен этого дома послужили стеклянные бутылки разных цветов и форм, а на крыше росла трава.
"Я прикрываю глаза, так же, как когда я задумываю картины. И я вижу дома, выкрашенные в цвета, светящиеся в темноте, вместо уродливого бежевого цвета. И зеленые луга на крышах вместо бетона. Я с нетерпением жду, чтобы стать перегноем. Чтобы меня похоронили голым, без гроба, под деревом на моей земле в Аотеароа".