«Руки противятся ему»/ The Hands Resist Him, Билл Стоунхем

«Руки противятся ему»/ The Hands Resist Him, Билл Стоунхем 1972 г. Холст, масло. Размер: 131,5 × 281 см. Частное собрание Одна из самых нашумевших картин ХХ века, получившая небывалый резонанс в

1972 г. Холст, масло. Размер: 131,5 × 281 см. Частное собрание
Одна из самых нашумевших картин ХХ века, получившая небывалый резонанс в массовой культуре. Говорят, что долгое рассматривание этой картины может привести к галлюцинациями, панике, страху, плохому самочувствию — то есть она вызывает синдром Стендаля. Картина и правда, жуткая. И галлюцинации она могла вызвать, ведь подобные случаи не редкость. Дабы напустить жути, скажем: «добро пожаловать и будьте прокляты».
На картине изображены мальчик и кукла-девочка, стоящие на фоне стеклянной двери, к которой с другой стороны прижаты несколько маленьких рук. Несмотря на всю специфичность этой пары, наше внимание приковано к другому — ко многим маленьким ладошкам, которые прижаты к стеклянной двери. Тьма скрывает тех, кому принадлежат эти ладошки. Кто они Дети Куклы Гибриды Или и вовсе чудовища, которые могут жить только в темноте и ждут, когда зайдет солнце и они смогут выйти на улицу и поиграть…
С картиной связана легенда, согласно которой люди начинают плохо себя чувствовать, а в их домах происходят странные вещи. Пожалуй, говорить о том, что сам художник создавал своей картине такую легенду, было бы неправильным — скорее всего он продал ее за сумму, не превышающую тысячи долларов. Да и ее перепродажа на онлайн-аукционе принесла не так много денег. Поэтому здесь мы вряд ли имеем дело с продуманной рекламой.
Многие пытались понять, почему эта картина имеет такое сильное негативное влияния на психику человека. И эффект зловещей долины является наиболее удачной попыткой сделать это. Японский ученый Масахиро Мори в 1978 году провел исследование, заключающееся в изучении реакции людей на внешний вид роботов. Вначале все было вполне предсказуемым — чем более человекоподобным был робот, тем больше он нравился людям. Однако когда людям показывали роботов, наиболее похожих на человека, они вызывали у людей отвращение и даже страх. Причина была в небольших несоответствиях в схожести робота и человека. Если проще, то когда робот похож на человека от 0 до 75% он кажется милым, когда от 75 до 90% то возникает зловещая долина, а с 90% и далее человек робот снова приятен. Человек, который видит такого робота, на подсознательном уровне считает его ненормальным человеком, даже зомби. Также такие роботы имеют симметричное лицо и такую же мимику, что не свойственно человеку. Этот же эффект описан в книге Мэри Шелли «Франкенштейн».
Если принять во внимание это исследование, то мальчик, изображенный на картине, как нельзя лучше подходит для объяснений. Он вызывает страх у зрителя, потому что похож на мальчика очень близко, однако не до конца. Он кажется безжизненным, хотя и выглядит как живой. Этим приемом пользуются, кстати, создатели фильмов ужасов. А если к эффекту зловещей долины еще прибавить девочку-куклу без зрачков и таинственные руки, тянущиеся к стеклу, все это в сумме дает столь непредсказуемый результат.
После написания картины в 1972 году ее на протяжении года выставляли в картинных галереях, где она имела очень серьезное воздействие на посетителей. Они начинали вести себя агрессивно, после чего их уводили с выставки. Сам художник ничего странного в картине не находил и всегда недоумевал, что же такого страшного в ней. В 1973 году он продал ее владельцу газеты «Лас-Анджелес таймс», который вскоре, как утверждают, принял ислам. Затем картина неизвестно каким образом попала к Джону Марли, актеру. В 1984 году он умер, а картина была выброшена на помойку.
На помойке ее нашла семья, состоящая из мужа, жены и дочери. Сам этот факт вызывает вопросы, но продолжим историю. По свидетельству самой семьи, они не нашли ничего лучше, чем повесить картину в спальне своей четырехлетней дочери. В первую ночь она прибежала к ним со слезами и сказала о том, что дети на картине начали драться. Родители не обратили внимание на слезы дочери и в следующую ночь их дочь снова прибежала к ним спальню и рассказала, что дети вышли из картины. Родители поставили камеру для наблюдения за картиной, однако та хоть и отреагировала на движения, сами движения запечатлены не были.
Дальше картина куда-то исчезла на долгие 15 лет. И тут на онлайн-аукционе eBay некий аноним выставил ее на продажу (шел 2000 год). Стартовая цена была 199 долларов, купили же ее за 1025.
Что интересно, администрации аукциона приходили письма, которые требовали убрать ее с торгов, сетуя на головные боли и сердечные приступы. После этого на странице с картиной поместили сообщение о том, что просмотр ее может иметь плохие последствия, что, конечно же, придало ей еще большую популярность («Эффект Стрейзанд»). С тех пор о судьбе картины ничего не известно. Если попытаться найти закономерность, она должна была появиться через 15 лет (в 2015 году), однако этого не случилось.

.

Ваш комментарий