История о том, как доктор Зло или Тот, кого называть нельзя, картины воровал.

История о том, как доктор Зло или Тот, кого называть нельзя, картины воровал.

Дирк Боутс "Алтарь святого Причастия", 1464-1467, Лувен, собор Св. Петра (вывезен из Бельгии нацистами в 1942 году, тогда же, когда страну покинула и "Мадонна Брюгге" Микеланджело).Дирк Боутс "Алтарь святого Причастия", 1464-1467, Лувен, собор Св. Петра (вывезен из Бельгии нацистами в 1942 году, тогда же, когда страну покинула и "Мадонна Брюгге" Микеланджело).

"Я гарантирую Вам, что все художественные сокровища, достойные пребывания в Линце и в других музеях, согласно Вашим, мой Фюрер, личным планам, будут использованы для этой цели".

Эти строки Альфред Розенберг адресовал Гитлеру в начале 1942 года, полгода спустя после своего назначения министром завоевания Восточных территорий.

Гитлер остановился в своей позитивной оценке истории искусства на эпохе 1890-х годов, называя XIX век "величайшей культурной эпохой человечества".

Нет, нет, это вовсе не означает, что он, переиначу строки Маяковского, с кровожадным лицом каннибала, жевал невкусные картины других эпох (только людей, причем своей эпохи, но это к делу не относится). Он отдавал должное художникам старых эпох, но любил свое, родное: в одном только Доме Фюрера в Мюнхене было выявлено 56 картин Фердинанда Вальдмюллера, 54 — Франца фон Штука, 53 — Вильгельма Каульбаха, 47 — Адольфа Менцеля, по 46 — Эдуарда Грюцнера и Ханса Макарта, по 41 — Карла Шпицвега и Йозефа Бюркеля, 37 — Франца Дефреггера, 30 — Карла Блехена, 22 — Ханса Тома, 15 — Морица Швинда, 14 — Ансельма Фейербаха, 11 — Арнольда Беклина, 9 — Вильгельма Трюбнера, 8 — Карла Пилоти… это все имена немецких-художников второй половины XIX столетия.

А все почему? Потому что идея гениальная у Гитлера родилась, аккурат перед войной — создать огромный художественный музей в Линце (Австрия). Музей этот должен был стать, согласно планам Фюрера, самым большим в Германии и Австрии.

Ради этой цели была создана "Особая комиссия Линц", которая занималась комплектованием фордов будущего Большого или Немецкого Национального музея. Так вот о том, КАК немецкие товарищи-нацисты эти фонды набирали, а еще присваивали часть работ себе, и пойдет речь сегодня. Краткости от меня никто не ждет, и слава богу😂

Вообще, надо сказать, Гитлер, конечно, мыслил глобально.

Тот же самый Линц — родина фюрера и, по сути, небольшой и скромный провинциальный австрийский городок — должен был превратиться в некий Центр мирового искусства и, по насыщенности музеями и культурными центрами, если не перещеголять, но точно не уступать Берлину с Мюнхеном (например, там была запланирована самая крупная библиотека в Европе).

И сперва закупки картин имели, скажем так, цивилизованный подход — через аукционы. Правда это было только на рубеже 1930х-1940х, только по отношению к Италии, а также к странам, не оказавшим серьезного сопротивления войскам Вермахта (Австрия, Бельгия, Голландия), и только по сильно заниженным ценам.

Например, того же "подлинного Вермеера" один австрийский коллекционер принужден был уступить за 1 миллион 651684 марок (Вермеер тогда стоит много больше, за него шла ожесточенная борьба, а о том, что данная работа подделка еще и речи не шло).

"Дискобол" Мирона у Италии куплен был всего за 707 400 марок (смотрим на цену квазиВермеера), а "Венера и Купидон" Тициана — лишь за 700 000 марок (ее, кстати, приобрели для личной коллекции фюрера).

Но милее всего Гитлеру был, конечно, другой способ приобретения картин — грабительский. Из Вены был изъят Рубенс "Похищение Ганимеда", из Франции — "Гентский алтарь" братьев Ван Эйк (нашли работу в 1942 году в замке По, ее спрятали от нацистов, но, вероятно, нужно было зарывать под землю, как делал это Нольде со своими пейзажами), из Бельгии — "Мадонна Брюгге" Микеланджело.

Странам, активно сопротивлявшихся нацистской оккупации, конечно, не повезло больше всего. Правда, вначале Гитлер пытался выдавать этот откровенный грабеж за якобы разумную акцию, мол, это лишь учета и охраны ради.

Но, длились эти "благие намерения" недолго и вскоре конфискация была объявлена уже акцией "исторической справедливости", то есть возвращением немецких художественных сокровищ, вывезенных из Германии во всех войнах прошлого.

Удивительно, но в изобретательности превзошел фюрера Розенберг, который настаивал на законной конфискации всех "вражеских частных коллекций еврейского происхождения". На том и порешали. Изымались даже целые собрания у владельцев арийского происхождения, полученные ими от не арийцев по завещанию.

Так, Польша тотально попала под опалу — фактически все музейные, храмовые и частные собрания перешли в руки нацистам. Дела эти велись под чутким руководством самого Геринга, который все самое ценное присваивал себе любимому — необходимо было демонстрировать свой высокохудожественный вкус.

В Австрии гестапо конфисковало богатейшее собрание Ротшильда — на минуточку, более 400 произведений, 200 из которых были отобраны для Линца (среди них оказались Кранах старший, Гольбейн младший, Тинторетто, ван Дейк, Рембрандт, Ян Стен… короче, сплошные сливки).

История о том, как доктор Зло или Тот, кого называть нельзя, картины воровал.

Фрагмент с ангелами из "Гентского алтаря" братьев Ван Эйк, 1432. Собор Святого Бавона, Гент.Фрагмент с ангелами из "Гентского алтаря" братьев Ван Эйк, 1432. Собор Святого Бавона, Гент.

История о том, как доктор Зло или Тот, кого называть нельзя, картины воровал.

Фрагмент с ангелами из "Гентского алтаря" братьев Ван Эйк, 1432. Собор Святого Бавона, Гент.Фрагмент с ангелами из "Гентского алтаря" братьев Ван Эйк, 1432. Собор Святого Бавона, Гент.

В общем, к ноябрю 1940 года было ограблено 79 коллекционеров-евреев на сумму более миллиарда марок.

Произведения искусства вагонами отправляли в Рейх.

Так, согласно отчетам Розенберга, с марта 1941 по июль 1944 годов, из Франции было отправлено 5281 картина (без учета полотен, присвоенных Герингом, а также отправленных в мюнхенский Дом Фюрера), 2477 предметов антикварной мебели, 5825 изделий ДПИ… всего было вывезено 21903 произведения искусства. Рейх радушно встретил своих "законных" Гейнсборо и Рейнолдса, Себастьяна дель Пьомбо и Пальмо Веккьо, Буше и Фрагонара, Веласкеса, Мурильо и Гойю…

Но тут важно понимать, все эти художественные сокровища были изъяты из частных собраний, владельцами которых были евреи. Всемирно известные парижские музеи и коллекционеров доброкачественного происхождения нацисты трогать не решались.

В 1943 году, когда Италия капитулировала, ее также подвергли разграблению — вывезли 3600 картин, преимущественно из Флоренции.

Ходит миф, будто Гитлер закупал картины старых мастеров у их владельцев-евреев во время конфискации их имущества. Такое могло быть, НО❗только в Германии и только до 1941 года (до начала холокоста).

Где все это добро хранили, спросите вы меня. Отвечаю. Часть ценностей поступала в подвалы Дома Фюрера в Мюнхене.

Многое тайно складировали в замках и монастырях Баварии, в том числе в замке Нойшванштайн короля Людвига II и в Херрен-Химзее. Было хранилище и в Саксонии — замок Везенштайн, близ Дрездена. И в Австрии — замок Штарсберг.

История о том, как доктор Зло или Тот, кого называть нельзя, картины воровал.

Замок Нойшванштайн. Акварель Адольфа Гитлера. 1914 год.Замок Нойшванштайн. Акварель Адольфа Гитлера. 1914 год.

Для фондов Большого музея в Линце был создан отдельный склад — там хранилось 6755 полотен (когда он переполнился, подыскали новое, затем еще больше, и еще).

Кстати, одно из самых крупных хранилищ с конфискатом, в том числе и для музея в Линце — в австрийском Зальцмине — было предварительно заминировано и подлежало уничтожению, как только войска противников войдут в город. Спасли мировые шедевры люди, местные жители, которые активно противостояли этой акции.

До конца 1944 года, то есть до момента, когда исход войны был предрешен, поезда с награбленным в Европе продолжали держать курс на Германию — необходимо было во что бы то ни было следовать курсу культурной политики партии (именно на нее Гитлер с самого начала своего вхождения на Олимп делал ставку, но это уже другая прелюбопытнейшая история).

После капитуляции Германии, большая часть награбленного была возвращена владельцам.

Богатейшая коллекция Геринга в Берлине, как и многие другие произведения искусства, погибли при бомбардировках.

источник

Ваш комментарий