Что значит термин «отношения» в изобразительном искусстве.

Изобразительное искусство основано на свойствах нашего восприятия. Мы воспринимаем различные качества окружающего нас мира, и при этом в нашем сознании происходит незаметный для нас процесс, в результате которого мы воспринимаем эти разные качества вместе, одновременно. Можно сказать, что мы видим образ окружающего мира.

Что значит термин "отношения" в изобразительном искусстве.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Лето" из серии "Времена года".Фото автора. Тяглова Н.В. "Лето" из серии "Времена года".

Вот, например, мы смотрим на пейзаж, и замечаем, что все предметы разные, имеют разные размеры и окраску. Мы видим, что небо светлое, земля темная, что вода в лужах блестит, а трава яркая зеленая. Но вначале мы видим целостную картину пейзажа, лишь потом мы начинаем анализировать, рассматривать детали.

Мы ничего не видим изолированно. Это не возможно в принципе. Все предметы и явления связаны между собой в реальности и нашем восприятии этой реальности. Любой предмет мы можем увидеть только в окружающей среде, только вместе с соседними предметами.

Мы видим деревья и траву вместе с землей и небом в окружении других деревьев, кустов и предметов. Горшок в натюрморте невозможно увидеть без поверхности, где он стоит, без тех предметов что рядом и сзади.

Поэтому естественно что, когда мы изображаем предметы, то стремимся передать их во взаимной связи, объединенными влиянием окружающей среды.

В изобразительном искусстве есть термин «отношения» или иногда говорят «соотношения». Практически этот термин говорит, что мы можем реально изобразить предмет только в сравнении с другими предметами.

Мы говорим «тональные отношения» и сравниваем разные части натуры по силе тени и света. Говорим «цветовые отношения» и сравниваем по цвету. В «пространственных отношениях» сравниваем местоположение предметов и их частей в пространстве, то есть, определяем, что ближе и дальше. Мы сравниваем пропорции и размеры предметов, их фактуру и способность отражать свет.

Постоянное сравнение является единственно правильным методом работы художников. Этот метод проверен мастерами многих поколений. Этим методом пользуются все: опытные художники и начинающие, ученики.

Но чтобы овладеть этим методом, необходимо натренировать взгляд, «поставить» свой глаз. Художник развивает в себе умение замечать в натуре ее пластические качества, без которых невозможно изобразить предметы.

К этим качествам относятся: объемность форм предметов, их строение, пропорции, цвет и оттенки цвета, освещение и освещенность, свет и тень на поверхности предметов, материал и фактуру поверхности.

Эти качества видят и обыкновенные люди, а не только художники. Только художник не просто бессознательно воспринимает то, что видит его глаз, но и фиксирует внимание на живописные и выразительные качества натуры, отбирает самое важное из своих впечатлений.

Художник находит в окружающем больше красивого, значимого и обращает внимание на такие стороны реальности, мимо которых обычно проходят, не замечая их, множество людей.

Так можно воспринимать чайник, как предмет для кипячений воды, а можно увидеть красоту его форм, цвета, игру бликов и рефлексов на его поверхности. Можно почувствовать мир людей, которым принадлежит этот чайник, увидеть целую эпоху только через один предмет.

Научится этому особому взгляду, научиться видеть отношения предметов можно только на практике, когда постоянно наблюдаешь и изучаешь натуру, учишься ее реалистично изображать.

И хотела бы отметить очень важное умение для художника – это умение отобрать из всей массы имеющихся подробностей самые существенные черты, характеризующие данную натуру. Даже начинающий художник понимает, что нельзя рисовать все подряд, вырисовывать каждый листочек на дереве или волосок в портрете.

Такое механическое копирование не является задачей искусства и не может привести художника к его конечной цели к созданию образу.

Нам наш преподаватель живописи любил повторять слова Гете, который говорил, что человек, который стремится нарисовать собаку точь-в-точь как в натуре, не создаст произведение искусства, а тщетно пытается создать вторую собаку.

Русский художник и учитель П.П. Чистяков строго требовал от своих учеников точнейшей передачи пропорций, выявление связи форм, соблюдения тональных и цветовых отношений. Но и он предостерегал от механического, бездумного копирования. Его ученики вспоминали, как он говорил, что так натурально, что даже противно.

П.П. Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное, не пустое, не есть мертвая копия с натуры; нет, искусство есть продукт души, духа человеческого».

Работать большими отношениями это значит: умение видеть реальность в целостном единстве ее разных свойств, во взаимной связи и взаимодействии предметов, уметь сравнивать и в этом сравнении находить главное, выразительное, подчинять этому главному второстепенное.

Уметь из всей массы мелких подробностей, которые можно разглядеть в натуре, отобрать только те, которые необходимы для выявления характерного, а остальное отбросить как ненужное, чтобы оно не мешало основному.

Вот так, за одним вроде бы простым термином скрывается фундаментальная основа изобразительной грамоты, основа без которой не будет искусства в принципе.

источник

Ваш комментарий