1946г. Холст, масло. Размер: 65,5×47,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
За долгую жизнь Зинаида Серебрякова перенесла немало потрясений. Послереволюционная Россия отвергла ее нежные детские портреты и пейзажи, а французское общество было поглощено новомодным ар-деко и не восприняло талант этой одинокой женщины.Тем не менее, на портрете, написанном уже на склоне лет, она улыбается и прямо-таки излучает оптимизм!
Создавая этот автопортрет, Серебрякова словно вступила в диалог с собою прежней. Облаченная в широкую ренессансную блузу, художница на мгновение отвлеклась от работы и обернулась. Черты ее лица еще исполнены красоты, в улыбке все та же женственная мягкость, но в глазах — горечь и усталость. Такая эмоциональная несогласованность делает автопортрет психологически многозначным, усиливает ощущение замкнутости и сложности внутреннего мира творческой личности.
Картина была написана в 1946 году. К этому моменту художница уже давно жила в эмиграции и давно не видела двух своих дочерей, оставшихся в Советской России.