1878г. Холст, масло. Размер: см. Музей Орсе, Париж
Картина «Ролла» с героями одноименной поэмы Альфреда Мюссе в свое время стала причиной громкого скандала. Работа Жерве была отвергнута Парижским салоном по причине своего неподобающего содержания. Художник изобразил обнаженную парижскую проститутку, отдыхающую после любовных утех с клиентом. За такую откровенность Жерме осудили, а критики назвали произведение аморальным.
Ролла – это имя главного героя поэмы. Даму легкого поведения зовут Мари. По задумке художника, девушка стоила дорого для заядлого кутилы и картежника. Ролла был вынужден отдать все свои деньги, чтобы провести с ней ночь.
Чтобы у зрителя не осталось сомнений, что на кровати спящая дама лёгкого поведения, а не жена мужчины у окна, на переднем плане изображена гора смятого белья. На кресле — красный вывернутый корсет, из-под которого, посылая горячий привет Фрейду, виднеется кончик трости. Лежащий на корсете цилиндр свидетельство того, что дама разделась прежде, чем её клиент снял шляпу.
Живописцы второй половины XIX века обращались к теме античности, мифов и турецких гаремов по простой причине. Древность и восточная экзотика были практически единственными социально приемлемыми способами для художника нарисовать обнаженную женщину или миловидного подростка и не быть обвиненным в потворстве разврату. «Ролла», Анри Жерве – революционная картина. Художник заставил общество взглянуть в лицо актуальной проблеме и перестать избегать темы проституции, наводнившей Париж из-за обстановки финансовой безысходности.