Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Энтони Фредерик Огастас Сэндис. Медуза, 1875. Музей Виктории и Альберта, Лондон.Энтони Фредерик Огастас Сэндис. Медуза, 1875. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

В мире легенд и мифов существует множество чудовищ с женской природой. Это и чарующие своим пением сирены с девичьей головой и птичьим телом, которые погубили не один корабль, заманив его на подводные рифы; это и убивающий молодых юношей Сфинкс — дева с телом собаки, крыльями грифона и женской головой; это и похищающие детей и души гарпии с когтистыми лапами и крыльями, как у грифа, и с девичьим лицом и грудью.

МЕДУЗА ГОРГОНА — главная среди них. Она есть та, кто воплощает красоту и ужас, ибо даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Джованни Лоренцо Бернини. Медуза. Ок 1638-1648. Капитолийский музей, Рим.Джованни Лоренцо Бернини. Медуза. Ок 1638-1648. Капитолийский музей, Рим.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Голова горгоны Медузы. Фламандский художник, ок. 1600. Галерея Уффици, Флоренция (вероятно, копия работы Леонардо — картина эта описана в жизнеописании Джорджо Вазари как одна из самых ранних работ Леонардо. Оригинал не сохранился).Голова горгоны Медузы. Фламандский художник, ок. 1600. Галерея Уффици, Флоренция (вероятно, копия работы Леонардо — картина эта описана в жизнеописании Джорджо Вазари как одна из самых ранних работ Леонардо. Оригинал не сохранился).

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Питер Пауль Рубенс. Медуза. 1617-1618. Версия из Исторического музея в Вене (вторая хранится в Моравской галерее в Брно). Змеи, кстати, на картине приписываются Франсу Снайдерсу.Питер Пауль Рубенс. Медуза. 1617-1618. Версия из Исторического музея в Вене (вторая хранится в Моравской галерее в Брно). Змеи, кстати, на картине приписываются Франсу Снайдерсу.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Во времена модерна (ну т.е аккурат к концу века XIX) эти чудовища в женском обличии стали синонимами femme fatale — образами роковых женщин, сочетающих в себе женственность, эротическое желание, насилие и смерть (именно поэтому знаменитый логотип Versace представляет собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини).

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Медуза Ронданини. ок. I в. н. Мюнхен, Глиптотека.Медуза Ронданини. ок. I в. н. Мюнхен, Глиптотека.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Логотип Versace.Логотип Versace.

В I веке нашей эры древнеримский поэт Публий Овидий Назон написал поэму "Метаморфозы". Именно из нее мы узнаем, что Горгона не всегда была чудовищем.

МЕДУЗА, или Медуса — с древнегреческого ее имя переводится как "защитница, повелительница", — была прекрасной морской девушкой, красота которой пленила бога морей Посейдона. Он надругался над ней в храме Афины Паллады, в котором дева пыталась укрыться от его посягательств.

Вместо того чтобы наказать похотливого бога, Афина обрушила весь свой гнев на Медузу, превратив красавицу в крылатое чудовище со змеями вместо волос. Любое живое существо, взглянувшее Медузе в глаза, тотчас обращалось в камень. Такая способность не оставляла шансов ее врагам и делала Горгону практически неуязвимой.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Франц фон Штук. Голова Медузы, 1892. Частная коллекция.Франц фон Штук. Голова Медузы, 1892. Частная коллекция.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Скрывая свой безобразный облик, Горгона бежала на край света. Там ее и нашел Персей, мечтающий заполучить голову Медузы.

Вооружившись подаренным Афиной медным щитом с отполированной до блеска поверхностью, который он, чтобы случайно не встретиться со смертоносным взглядом змееволосого чудовища, использовал как зеркало, Персей отрубил голову Медузе.

Казалось бы, финита ля комедия, но нет.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Бенвенуто Челлини. Персей с головой Медузы, 1545-1554. Лоджия деи Ланци на площади Синьории во Флоренции, Италия.Бенвенуто Челлини. Персей с головой Медузы, 1545-1554. Лоджия деи Ланци на площади Синьории во Флоренции, Италия.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Персей и Андромеда, фреска из Помпей, I век н. э.Персей и Андромеда, фреска из Помпей, I век н. э.

Из пролитой крови Медузы Горгоны на свет появились не только ядовитые гады, уничтожающие все живое вокруг себя, но и кораллы, которые так и назвали — красные горгонарии.

Т.е Овидий говорит о ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ Медузы Горгоны, которая, с одной стороны, приносила смерть, а с другой — давала жизнь (также, согласна мифу, во время этого поединка Медуза была беременна от Посейдона — из обезглавленного тела с потоком крови вышли их дети, великан Хрисаор и крылатый конь Пегас).

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Эдвард Берн-Джонс. Рождение Хрисаора и Пегаса из крови горгоны Медузы, 1880ые.

Эдвард Берн-Джонс. Рождение Хрисаора и Пегаса из крови горгоны Медузы, 1880ые.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Эдвард Берн-Джонс. Отсечение головы Горгоне (Горгона с сестрами), 1880ые.

Эдвард Берн-Джонс. Отсечение головы Горгоне (Горгона с сестрами), 1880ые.

По одной из легенд, у Медузы были еще две старшие сестры. Они разделили с ней ее участь. Эту троицу назвали Горгонами, что означает в переводе с древнегреческого "ужасные".

А голову с копошащимися на ней змеями Персей подарил Афине. Та украсила ею свой щит, получивший эпитет "горгонейон" — "принадлежащий горгоне".

Образ Медузы Горгоны стал чрезвычайно популярен в народе (не только в искусстве) — ГОРГОНЕЙОНЫ использовали воины для устрашения врагов, покрывая ими свое оружие.

Считалось также, что они ОБЕРЕГАЮТ ОТ ЗЛЫХ СИЛ И ДУРНОГО ГЛАЗА, поэтому змееволосыми образами стали украшать амулеты и входы в жилище (именно поэтому, изображениями головы Медузы декорированы, например, кованая чугунная решетка Летнего сада у нас в Петербурге и ограда 1-го Инженерного моста).

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Мозаика I в. до н. э., изображающая Александра Македонского с головой Горгоны на нагрудной пластине доспехов.Мозаика I в. до н. э., изображающая Александра Македонского с головой Горгоны на нагрудной пластине доспехов.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид.Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Ограда Летнего сада Ограда Летнего сада

"Медуза" (1597) Караваджо, наверное, самый известный образ овидиевского мифа.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Караваджо. Медуза (Голова Медузы). Ок. 1597. Уффици, Флоренция, Италия.Караваджо. Медуза (Голова Медузы). Ок. 1597. Уффици, Флоренция, Италия.

В леденящем кровь образе Медузы художник увидел именно ЧЕЛОВЕКА, а не чудовище (от страшного монстра в Медузе Караваджо остается только вопль ужаса). Лицо ее искажено гримасой боли — она в первую очередь человек и ей больно. Но больно ей не столько физически, сколько духовно. Ее изнасиловали. А потом унизили, ибо наказали ее, жертву. А за что наказали? Да за то, что она НЕ девственницей вошла в храм.

Караваджо написал Медузу так, словно ты слышишь крик ее боли, дьявольское шипение змей, поток льющейся крови.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Исполненная на холсте, натянутом на щит, работа была заказана кардиналом Франческо Дель Монте, задумавшим преподнести ее в дар герцогу Медичи.

Почему? Потому что горгонейон стал ОБЕРЕГОМ.

Дарите, Медуз, господа 😁

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Интересно, что Караваджо придает Горгоне свои черты лица. В ней можно узнать, например, юношу, известного как "Больной Вакх" (1593), образ, написанный Караваджо с самого себя.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Караваджо. Больной Вакх. 1593. Галерея Боргезе, Рим, Италия.Караваджо. Больной Вакх. 1593. Галерея Боргезе, Рим, Италия.

Почему?

Потому что Медуза Горгона — это ВОПЛОЩЕНИЕ ЕДИНЕНИЯ ХАОСА И ПОРЯДКА, КРАСОТЫ И УЖАСА. А жизнь Караваджо, как известно, была такой же противоречивой, как и образ, созданный художником, — дебоширом и хулиганом. Он не раз становился свидетелем человеческой смерти и именно ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СМЕРТЬ Караваджо и написал.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Даже после смерти ее глаза не утратили способности превращать любого в камень.

Кстати, до "Медузы" Караваджо писал преимущественно жанровые композиции, после нее — сцены убийства, распятия, мучений.

Т.е "Медуза" стала своего рода границей в творчестве Караваджо, реквиемом, если хотите.

источник

Ваш комментарий