Фра Филиппо Липпи "Мистическое Рождество", 1458-1460. Берлинская картинная галерея, Берлин.Фра Филиппо Липпи "Мистическое Рождество", 1458-1460. Берлинская картинная галерея, Берлин.
Он был тем еще проказником — бытует легенда, что патрон художника Козимо Медичи однажды запер живописца в комнате на втором этаже, чтобы тот картины писал, а не по легкомысленным барышням шлялся. Но, когда очень хочется, серые клеточки в голове работают особенно искусно: связав простыни, он благополучно пустился во все тяжкие.
Кармелитский монах ФРА ФИЛИППО ЛИППИ был далек от враждебности всему мирскому. Напротив, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. Он был очень непоседлив, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство, из которого, правда, вскоре освободился благодаря своему таланту живописца.
У него было много возлюбленных, а женился он на похищенной из монастыря Лукреции Бути, на что потребовалось специальное разрешение папы, которое помог ему выхлопотать все тот же сердобольный его покровитель Козимо Медичи.
И, само собой, будучи человеком уже новой гуманистической формации, Липпи писал своих Мадонн по образу и подобию драгоценной Бути (до брака — это были многочисленные возлюбленные художника).
Так что Караваджо не пионер в этой области, у него фишка в другом: Липпи писал именно Богоматерь, но Марию не небесную, а мирскую, с явными признаками времени и места; Караваджо — проститутку в образе Богоматери (грубо говоря, ряженную). Но КАК он это делал! Свежо, живо, убедительно. Так мог писать только он — откровенный лиф, смелое декольте…
Вообще, справедливости ради, писать Мадонн с проституток дело не новое, а вполне себе обычное и не срамное (новое — это писать их так, как творил Караваджо), и не чурались этого все, ну, может, кроме Микеланджело, потому что юноши ему были как-то больше по вкусу. В общем-то именно поэтому все дамы великого гения эпохи Высокого Возрождения эдакие мужики в юбке. Но, о вкусах, как говорится, не спорят. Да и необходимо помнить, что в те далекие от нас времена профессия натурщицы считалась делом позорным, даже греховным. Поэтому найти себе натурщицу было совсем не просто — женщина в качестве модели была непозволительной роскошью.
Другое дело, совмещать приятное с полезным (или быть женатым), но этот путь, как вы понимаете, не путь Микеланджело. Зато очень даже приятный марштурт для того же Джорджоне, например (его знаменитая Венера написана с проститутки).
И тут Остапа понесло.😂 Итак, возвращаюсь к Липпи, который шел путем более чем приятным. Вот его "Мистическое Рождество" (1458-1460).
Традиционно сцену рождества изображали так, как делал это, например, Джотто: Мария отдыхает, вол и осел согревают младенца дыханием, вокруг ангелы, Иосиф рядом…
А здесь нет пещеры, вокруг лес, бог отец в небе над младенцем, и святой дух в виде голубя, нисходящей на Христа (больше на сцены Крещения похоже).
Почему? Потому что в 14 веке получают распространение труды Бригитты Шведской — она имела удовольствие записывать все свои многочисленные видения. В итоге набралось пять томов мистических текстов (лень явно не входила в число ее пороков; более того, сама Бригитта сначала была канонизирована, а в 1999 году ее объявили небесной покровительницей Европы).
Так вот, в одном из своих видений Бригитта как раз описывает сцену, очень похожую на ту, что изобразил Липпи. Тьма, светоносный младенец на земле, бог отец и святой дух в виде голубя, молитвенно склонившаяся Мария… Есть даже живые уточнения, например, что дева была блондинкой.
В общем, так родился новый тип изображения Рождества, который еще называют "Поклонение младенцу Христу".
И тут есть все то, что так любил Липпи: мягкий свет, окутывающий фигуры, нежность цвета, плавность и гибкость линий.
А еще птицы, топор и неграмотность. Но обо всем по порядку.
Итак, птицы. Тут их две:
1️⃣ ЩЕГОЛ.
Разглядели? Он там, в траве возле лежащего на земле младенца Христа (уже очень симпатичного малыша, а не какого-то там стареющего карлика; чтобы не повторяться, напомню вам пост в сторис). На голове птички красное пятно: согласно средневековой легенде, в момент несения креста на Голгофу щегол прилетает к Христу, садится ему на плечо и клювом выдергивает шип из тернового венца. Капля крови Иисуса падает щеглу наголову, навсегда оставляя след — примета мук и страшной судьбы Спасителя, которая ждет его в будущем.
2️⃣ ЦАПЛЯ.
Там, аккурат на заднем плане картины, в чаще леса за спиной Марии.
Цапля имеет одну страсть — охотится на змей, и по причине этой своей необычной диеты в средневековье она прочно ассоциировалась с божественными добрыми силами, ибо в образе змеи всегда представляли дьявола и все сатанинское. Иначе говоря, изображая цаплю, художники намекали на торжество Бога над дьяволом (мирской уровень божественной победы добра над злом).
Теперь про топор и безграмотность.
Слева от младенца Липпи изобразил пень, в который воткнут топор. Это визуализация слов Иоанна Крестителя: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".
Второе назначение этого мотива весьма прозаическое — место для подписи.
Сам двоюродный брат Спасителя на картине тоже есть — тот юноша с крестом в руке и одеждах из верблюжьей шерсти. И, конечно, Иоанн Креститель будет серьезен. И будет всегда выглядеть старше, вопреки тому факту, что Елизавета родила его всего на пол года раньше, чем Мария Иисуса.
Почему? Потому что он знает истину, знает про Мессию. Тогда как самому Христу еще неведомы тяготы мира, он спокойно и радостно лежит на мягкой зелени у ног своей матушки — он РЕБЕНОК и Липпи изображает его как ребенка.
Липпи художник, который уже очень твердо стоит на земле и ему необходимо было убедительно преподнести это знание и эту истину, доступную сыну Захарии. Именно поэтому Иоанн где-то там, в стороне от Христа. И именно он, Иоанн, во время омовения иудеев, когда к нему подойдет Христос, скажет: "Се есть агнец Божий, который берет на себя грех мира".
В общем-то именно эти слова, до запятой, и изображены на свитке, привязанном к кресту юного Предтечи.
Правда, написаны они с ошибкой. Дело в том, что по латыни фраза звучит так: Ecce agnus Dei. На картине же слово Ecce повторяется два раза, а слово agnus написано с лишней буквой s (с языками у художника дела обстояли не так гладко, как с женщинами).
А дальше загадка. Не моя вам, а Липпи всему роду человеческому. 😂 За Иоанном Крестителем, на галерке, изображен монах. С ним не все так просто, потому что кто он доподлинно неизвестно.
Версия 1️⃣. Это святой Ромуальд, основатель монашеского ордена камальдулов. Предполагают, что картина могла быть заказана Лукреций Торнабуони, женой Пьеро Подагрика и матерью Лоренцо Великолепного. Известно, что Лукреция имела покаянную келью в монастыре ордена (хотя монахиней, естественно, не была). Более того, известно, что для этой кельи Липпо написал картину, которая, правда, не сохранилась.
Версия 2️⃣. Это святой Антонин, бывший в то время архиепископом во Флоренции. Для сестры Лукреция Торнабуони он написал философский трактат о добродетельной жизни, в котором советует человеку возделывать свою душу, как некий сад, и расчищать ее от сорняков, ухаживая за ней. Поэтому там, слева, срубленные, аккуратно сложенные, деревья.
Но тут такое дело, монахи ордена камальдулов вели оригинальный образ жизни — регулярно занимались чисткой леса. Так что кто этот смиренный муж выбирайте сами, подходит все 😂
Ну и в финале — приглядитесь КАК прописаны завитки золотых волос мальчуганов и прозрачные ткани вуали. А этот золотой нимб, еще восходящий к традиции Чимабуэ и Дуччо. Совсем скоро он превратится, у того же Липпи, в тончайшую, еле приметную, белую окружность, в высшей степени аристократичную и манерную. Этот аристократизм позже хорошо усвоит Боттичелли, учителем которого был Липпи, а еще позднее, у Леонардо да Винчи, нимб исчезнет совсем. Потому что Возрождение тем и прекрасно, что Священная История происходит здесь и сейчас, а не где-то там, по ту сторону жизни.
Фра Филиппо Липпи "Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)", 1465. Галерея Уффици, Флоренция.Фра Филиппо Липпи "Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)", 1465. Галерея Уффици, Флоренция.