Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

Название будет чуть ниже😁Название будет чуть ниже😁

За одним существенным исключением — у Босха не смешно, а у ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО очень смешно.

Возьмем, хотя бы, эту адскую пасть из левой части картины — рот с зубами раскрыт в ужасе.

Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

Эта "голова", приводящая в исполнение приговор над каждой земной тварью, не ужасающая или пугающая, не свирепая, не гневливая… она БОИТЬСЯ. Кого? ЖЕНЩИНУ! Ту гигантскую фигуру, одетую воинственно (в латы: нагрудник, латная перчатка, шлем, в руке меч) и, одновременно, очень по-женски — в юбку,  а также в рукавах, которые надевались отдельно.

У дамы этой, которую дамой, откровенно говоря, назвать трудно, и тем не менее она — женщина, рукава эти никак не закреплены, а правый даже отстает и надет наизнанку, бархатистой частью внутрь — героиня одевалась небрежно и наспех.

Но к ней я, безусловно, вернусь, а пока еще немного про изображение ада в виде пасти, которое, конечно, совсем не изобретение Брейгеля, но только он, по крайней мере мне на ум приходит только он, сделал его таким юмористическим.

Итак. Над пастью — глаза, а над глазами — брови, которые состоят из кувшинчиков с вином (оп, морализаторство над пьянством). Роль ресниц выполняют деревянные полочки, на которых сидят птицы. И если кувшинчики можно объяснить, то птичьи жердочки не объяснишь никак, это, вероятнее всего, просто безумная (исключительно в хорошем смысле слова) брейгелевская деталь для увеселения публики. Также, как волосы из носа, которые есть веточки. А сова вообще сидит в адской ноздре, как в дупле (не только мы, люди XXI века, но и современники художника, по свидетельству, того же Карела ван Мандера, из-за подобных неожиданных деталей считали Брейгеля очень смешным живописцем. И Босха, кстати, тоже).

Я уже писала и, кажется, не раз, что Брейгель и фольклор, и морализаторство неразделимы. Так же как и голые (мои любимые🤫) зады. Тут, правда их нет, но есть ЯЙЦЕЗАДАЯ фигура с лодкой на плечах. Там, справа от главной героини (дадада, еще одна цитата Босха).

Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

И тут, как это ни странно, все очень не фантасмагорично, а вполне цельно и стройно. Дело в том, что лодка — это, скорее всего, корабль дураков (популяр­ный мотив в средневековом искусстве и литературе, который был не только у Босха, но у того же Себастьяна Бранта, написавшего этот бестселлер, переведенный во времена Брейгеля на фламандский язык и художник мог его читать). Именно в книге есть сравне­ние дураков с атлантами, которые держат всю тяжесть мира на своих плечах и потому глупы, ведь они пытаются сделать то, что не под силу чело­веку.

Более того, на корабле дураков у Брейгеля находится прозрачная сфера: то ли стеклянный шар, то ли мыльный пузырь — распро­страненный символ преходящести земной жизни, в котором эти глупцы восседают. Образ корабля, на котором плывут и которым управляют глупые люди, часто использовался на карнавальных процессиях — и в Антверпене, и в Брюсселе, и в городах Германии. Это не только потешание над дураками, но и осуждение, ибо для средневекового человека глупость не просто недостаток, но грех.

Яйцо и глупость связаны в нидерландском искусстве благодаря игре слов (созвучию) "дурак" и "яичный желток" (door и dooier). Пословица гласит, что дурак сидит на яйцах и высиживает новых дураков.

Яиц тут вообще много. Поищите, они тоже весьма любопытные и демонстрируют лихую фантазию Босха.

А мы вернемся к нашему яйцезадому персонажу, который, конечно, без дела не сидит, а изрядно трудится — выгребает из своего причинного места деньги. Грех этот именуются расточительством (еще одна примета глупца). Иначе говоря, "черпает большой ложкой", т.е тратит деньги зря.

Но юмореска на этом не заканчивается. Внизу, аккурат под яйцезадым, толпа женщин борются с демонами и собирают те деньги, что падают оттуда, сверху, то есть из зада. Более того, одна из женщин поднялась по лестнице и пытается залезть руками к яйцезадому в кошелек, а некто из темноты дверного проема этот же кошелек пытается проткнуть, чтобы деньги из него высыпались.

Но тут обе стороны медали грязные, ибо женщины, сражающиеся с порочными демонами, порочны сами (это корысть, детка, и это жажда наживы).

На картине вообще нет положительного персонажа. В этом мире Брейгеля греховны все.

А как, собственно, этот мир называется и о чем мы вообще говорим?

Нет, это не Босх, но Босха тут, действительно, много.

Питер Брейгель Старший "Безумная Грета", 1563. Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.Питер Брейгель Старший "Безумная Грета", 1563. Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.

Название работы "Безумная Грета" (1563), правда Карел ван Мандер в своей "Книге о художниках" (1604) упоминает о ней, как о "Сумасшедшей Маргарите". Тут все объяснимо: Маргариту сокращенно называли Гретой или Грит.

Почему именно Грета? Дело в том, что в XVI веке Гретой или Грит называли женщин сварливых, своевольных, самоуверенных и настолько агрессивных, что они способны были победить даже демонов из ада. Существуют две пословицы: первая — "Если есть две Греты в доме, то лающая собака не нужна" (1549); вторая — "Грета может грабить перед стенами ада и уйти невредимой" (1568).

Более того, в Средние века популярной была святая Маргарита, которая, по преданиям, несколько раз встречалась с дьяволом и побеждала его, в частности, связывала (она есть у Брейгеля, например, в "Нидерландских пословицах", та мужеподобная старушка в красной кофте и невозможно белом чепце).

И тут, и там (и везде) Брейгель через комическое трансформирует образ девы-победительницы до сварливой старухи, которую даже в аду боятся.

Присмотритесь к физиономии Греты — это высохшая старая женщина с красным носом (и снова про пьянство). У нее вытаращенные глаза, беззубый рот, выпирает кадык. Брейгель подчеркивает ее мужеподобные черты, ибо перед нами сварливая баба, которая, как говориться, с яйцами.

Под мышкой у Греты сундук с награбленным, в тюках видны деньги и драгоценности (одно ожерелье свисает у нее из лат). Это, конечно, про жадность.

Есть у нее и истинно женские кухонные предметы — сковородка, например. Почему так, не совсем ясно. Возможно, это тоже оружие Греты и потому в XX веке агрессивных жен будут карикатурно изображать со скалкой в руках.

Из корзинки у Греты торчит пояс. Пояс тогда был символом чистоты и целомудрия, а Грета его сняла — вуаля, она есть еще и олицетворение похоти. А над шлемом у нее полупрозрачная вуаль — признак обмана. Например, в брейгелевских "Нидерландских пословицах" женщина с вуалью надевает на мужа голубой плащ — отсылка к нидерландскому выражению, означающему "наставить рога".

Почему Грета такая огромная? Это уже совсем из быта, дадада, не удивляйтесь — связь с карнавальными процессиями в Антверпене, частью которых были гигантские фигуры популярных фольклорных персонажей (известно, что в 1561 и 1563 годах там носили гигантскую фигуру сварливой Греты).

Боже, тут так много всего интересного, потому что фантазия Брейгеля неисповедима, и так ничтожно мало место в посте 😑

Посмотрите, он на самом деле написал не одну Грету, а армию Грет. Они везде и они осаждают преисподнюю (бабский бунт).

А взгляните на пейзаж вдали, там, где кроваво-красное небо со всполохами. Приплыл корабль, с него сошли голые люди, которых гонит демон туда, к виселице, где уже те, первые, ползают на четвереньках. Скорее всего, так Брейгель изобразил переход грешников в ад или переход души из живого состояния в мертвое (корабль напоминает об античном Хароне, перевозив­шем мертвых в загробный мир, а виселица, четвереньки и демон могут быть знаком адских мук). Иначе говоря, это те грешники, которые прибыли в ад с парадного входа, а не как Грета (Гретты).

Любопытен и еще один персонаж — прямо над главной Гретой на крепостной стене сидит перевернутый демон-акробат, у него в руках флаг с изображенным рожком. Он вниз головой, потому что перед нами перевернутый мир, mundus inversus — важное понятие для позднего Средневековья. В перевернутом мире, как его изображали в Среднии века, все происходит наоборот: зайцы жарят на костре охотника, а жены заставляют мужей делать работу по дому и даже избивают их.

А год создания этой картины, 1563 год, удивительным образом совпал для Брейгеля, которому тогда было за тридцать или под сорок (точной даты рождения мы не знаем), с очень важным событием: он женится на дочери своего учителя Кука ван Альста и сменил окружение, переехав из торгового Антверпена в аристократический Брюссель, где тогда был двор Маргариты Пармской — наместницы Нидерландов, поставленной испанским королем Филиппом II. Я ни на что не намекаю, хотя… 😅😂

Так что "Безумная Грета" — это либо одна из последних картин, написанных на старом месте для прежних заказчиков, либо, наоборот, одна из первых работ, написанных в Брюсселе для новых.

источник

Ваш комментарий