Марсель ДюшанМарсель Дюшан
МАРСЕЛЬ ДЮШАН — очень известный художник, который нарисовал очень мало 😂
Но сегодня не о нем или не совсем о нем, а про его Альтер Эго — РРОЗ СЕЛАВИ (R(r)ose Sélavy). Именно с двумя "р", потому что "Мне нравилось, когда имя начинается со сдвоенной согласной, как Л в Ллойд" (Дюшан)
Марсель Дюшан — Рроз Селави (фото Ман Рэя, 1921)Марсель Дюшан — Рроз Селави (фото Ман Рэя, 1921)
Рроз Селави — бренд дадаизма, женская транскрипция Дюшана и просто максимально, на тот момент, экстравагантная эстетическая форма, созданная аккурат в пору стремительного развития новых модальных форм серийности и массового производства, не имеющих четких границ между искусством и неискусством.
В 1915 году Марсель Дюшан познакомился в Нью-Йорке с Ман Рэем, который в 1921 году впервые этот образ и зафиксировал. У них сложился интересный творческий тандем, благодаря которому в Штатах появился американский вариант дадаизма, во многом отличный от швейцарского (напомню вам, что дада был зачат и вскормлен именно в Цюрихе).
Ман РэйМан Рэй
Марсель ДюшанМарсель Дюшан
Оба художника были натурами эксцентричными, оба хотели заново изобрести искусство, оба представляли себе творческий процесс не столько визуальной, сколько интеллектуальной практикой. Ну и оба, в конце концом, любили лингвистику, словесную комбинаторику, особенно каламбур.
Поэтому Рроз не просто сумасшедшая прихоть не нуждающегося в деньгах странного мужчины. Она стала для Дюшана возможностью, с его традиционным, почти пуританским, воспитанием и фиксированным эго, легко выходить за пределы социальной табуированности.
Дюшан никогда не работал в коммерческой сфере и не создавал работ по заказу. И в этом тоже его протест-концепт — антиискусство-антикоммерция (то было время, когда рынок уже начал диктовать художникам свои условия).
И фотография тут была как раз к месту, ибо фото сродни реди-мейду (тот самый дюшановский писсуар, купленный в рядовом магазине бытовой техники, перевернутый вверх тормашками, подписанный автором, т.е Дюшаном, и представленный аки великое творение всех времен и народов, ну вы помните).
Марсель Дюшан рядом с "Фонтаном"Марсель Дюшан рядом с "Фонтаном"
Иными словами, фотография — это еще одна разновидность произведения искусства без художника, аккурат как и реди-мейды. Такой абсолютно новый способ реализации ХУДОЖЕСТВЕННЫХ идей.
Серию снимков Дюшана-Рроз или Рроз-Дюшана создал именно Ман Рэй. И в этом плане он не в меньшей степени соавтор этого бренда, рекламщик товарного знака, визуализатор товарной марки Дюшана.
Рождалась Рроз в два этапа.
1️⃣ лингвистическая конструкция. Rrose Sélavy — французская искаженная фраза "Эрос — это жизнь". То был 1920 год.
2️⃣ снимок Ман Рэя — 1921 год.
Тогда же, в 1921 году, был создан флакончик духов "Прекрасное дыхание. Вуалетная вода" (опечатки нет😂) — Belle Haleine Eaude Voilett, который украшало фото Дюшана, т.е Рроз. И тут тоже полнейший каламбур. Мало тото, что снимок стал лицом этих духов, так еще в самом названии есть провокация — духи можно было принять за жидкость для полоскания рта 😅 Более того, само стекло намеренно выбрано зеленого цвета, который в производстве парфюма практически не встречался, зато очень активно использовался для гигиенической продукции.
Ман Рэй создал три абсолютно разных версии Рроз.
1️⃣ на духах это символ богатства и незыблемых буржуазных устоев. Рроз одета в платье с большим причудливым воротником, на ее шее жемчуг, на голове громоздкая шляпа, очень много макияжа и строгий взгляд (для 1921 года жемчуг — дорогое украшение, символ статуса)
2️⃣ современная Рроз — небольшая модная шляпа с графическим орнаментом, никакого жемчуга, пальто с кокетливо приподнятым меховым воротником.
Снимок этот отретуширован — пальцы рук сильно тоньше мужских. На одном из вариантов этой версии Дюшан написал: "Шляпка и руки Жармены Эверлинг". Точно не известно, использовал ли Ман Рэй фотомонтаж, поэтому что имел Дюшан не совсем ясно.
Кстати, в 1915 году выходит фильм Чарли Чаплина "Женщина". Герой переодевается в женское платье и, удивительным образом, в одном из кадров киноленты Нора-Чаплин поправляет меховую горжетку жестом, ну ооочень схожим с тем, который использует Рроз-Дюшан. Пародийность всегда была атрибутом дадаистской концепции (этот кокетливый жест — устойчивый стандарт всей тогдашней рекламной и глянцевой продукции, печатавших на своих страницах фотокарточки знаменитых актрис и светских львиц). Рроз, правда, в отличие от Норы, более гротескна и имитационна, но то дада, который от высокого нахрапом идет к массовости.
3️⃣ хранится в архиве Man Ray Trust — вписанное в овал аскетичное лицо Дюшана, немногим напоминающее Рроз (очень строгая шляпка с небольшими полями и совсем немного макияжа). Тут тоже не до конца ясно — либо это про ту самую женщину новой формации, либо пародия на эмансипацию.
От имени Рроз Дюшан писал статьи, эпатировал публику и вообще делегировал ей быть автором его произведений. Себе же он отвел лишь роль модели. И тут вот что интересно — авторство женщины, т.е возможность творить наравне с мужчинами. Это маркер нового времени, сродни одеваться в брюки, курить и иметь право голоса.
Но вообще тут все каламбур. Дада — это максимальный каламбур.
Ман Рэй фотографирует Дюшана в образе Рроз (имитация мужчины под женщину), затем снимает флакончик духов (имитация парфюма под средство гигиены), лицом которых стала Рроз, для обложки журнала Нью-Йорк Дада, которая в свою очередь имитирует популярные дамские издания. Такая тотальная игра в имитацию.