«Голова Медузы Горгоны» Джованни

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим
Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам во многом созвучно нашему времени.
Стилистическая близость скульптуры «Голова Медузы» с «Бюстом Констанци Буонарелли» (Флоренция, национальный музей Борджелло), а также некоторое сходство их лиц позволили выдвинуть гипотезу, что в Медузе художник запечатлел лицо Констанци, искаженное болью.
Констанца Пикколомини была женой Маттео Буонарелли, скульптора из Лукки, с 1636 г. работавшего вместе с Бернини. Между ней и Бернини вспыхивает страстное чувство, которое получает весьма трагическое завершение: Бернини становится известно о неверности Констанци, вступившей в связь с его младшим братом. В порыве ярости Бернини приказал своему слуге обезобразить лицо возлюбленной, а затем попытался убить брата, которому удалось найти укрытие в церкви Санта Мария Маджоре. В разрешении конфликта принял участие папа Урбан VIII. Он жаловал Бернини прощение, мотивируя это тем, что скульптор – «человек редкостный, высочайший гений, рожденный по соизволению божественного промысла и во славу Рима, как свет, которому суждено озарить собою этот мир».
Исследователи творчества Бернини предполагают, что художник изваял бюст Медузы и держал его в доме в качестве постоянного напоминания о трагических событиях.
Мастерски используя различные инструменты, Бернини по-разному обрабатывает поверхность лица, на котором заметны фрагменты, отделанные тонким рашпилем, в то время как другие местами отполированы до блеска и покрыты патиной. Оригинальная патина, которая благодаря недавно завершенной реставрации стала хорошо видна, с большим знанием дела распределена скульптором по всей поверхности бюста, таким образом, как если бы это было произведение живописи. Наконец, волосы-змеи служат демонстрацией поразительной технической виртуозности Бернини. Его инструмент делает живыми движение и выражение статуи, вплоть до того, что раздражение и бессилие Медузы, на глазах превращающейся в камень, кажутся почти реальными.

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

«Голова Медузы Горгоны» Джованни Джан) Лоренцо БерниниОк 1638-1648. Капитолийский музей, Рим Один из шедевров искусства барокко, который по своей жизненной наполненности и эстетическим принципам

Источник

Ваш комментарий