Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Работа над этюдом на пленэре начинается задолго до того, как открыт этюдник с красками. Он протекает в воображении, в сознании художника. Он наблюдает природу вокруг, стремясь почувствовать настроение и атмосферу окружающего его мира. Художник пытается представить себе композицию будущего этюда, обдумывая ее варианты и выразительность.

Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Этюд с волнорезами".

На профессиональном языке этот этап над этюдом называется поисками мотива. Само слово «мотив» подразумевает выделение самого главного. Например, «мотив с морем» говорит о том, что море здесь главное, и оно определяет все пластическое и колористическое решение картины.

В «мотиве с мостиком» — главное это мостик. Он и будет смысловым центром всей композиции работы, все остальное закрутится вокруг него.

Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Куст шиповника".

Часто на поиски мотива художники тратят больше времени, чем на написание самого этюда. Иногда ходишь, ходишь и так ничего и не выберешь. Глаз ни на чем не останавливается. А иногда только окажешься на месте и сразу же видишь уголок природы, который хочется писать немедленно.

Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Фото автора. Тяглова Н.В. " Поспевший виноград".

Я обычно перед пленэром отправляюсь гулять, без этюдника налегке. И в процессе прогулки выбираю интересные мотивы. Лучше всего гулять в разное время и по разной погоде. Ведь вечером будет освещены дали заходящим солнцем, или тени подчеркнут рельеф местности, а днем этого не будет, и сам пейзаж будет смотреться иначе.

Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Озимые".

Сталкиваешься часто с тем, что присмотришь красивый мотив, а он поменялся за час. Ушло солнце за тучи, исчезли красивые серебристые облака, пропал контраст освещения или растворилась утренняя нежность в пейзаже. Для себя я отмечаю, какой из мотивов лучше смотрится в определенное время дня. И потом просто выбираю, куда пойду писать.

Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Дорога с фермы".

Стоит заострить еще внимание на то, что даже если с мотивом мы определились, то очень важно выбрать правильную точку зрения. Ведь существует огромная вариативность точки зрения на выбранный пейзаж. А выбрать надо самую выразительную.

Иногда именно точка зрения в этюде, уровень горизонта заставляет зазвучать выбранный мотив. Знаю одного художника, он на пленэре копал снег по примеру Грабаря, чтобы опустится ниже. Это позволило ему передать ощущение подъема в гору, по растаявшей дороге к храму на пригорке. Сам мотив приобрел философское звучание, только из-за правильно выбранной точки зрения.

Выбор мотива и точки зрения в пленэрном этюде.

Фото автора. Тяглова Н.В. " На краю поля".

Я сама иногда сажусь на землю, не раскрывая ножки у этюдника, так как точка зрения снизу самая подходящая. А иногда наоборот пишу стоя. Даже используя такой нехитрый прием, можно сильно поменять точку зрения.

Именно два правильных подобранных фактора: мотива и точки зрения поможет быстро и выразительно найти композицию этюда. Знаю по опыту в противном случае, ничего не сложится.

источник

Ваш комментарий