Работа над этюдом на пленэре начинается задолго до того, как открыт этюдник с красками. Он протекает в воображении, в сознании художника. Он наблюдает природу вокруг, стремясь почувствовать настроение и атмосферу окружающего его мира. Художник пытается представить себе композицию будущего этюда, обдумывая ее варианты и выразительность.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Этюд с волнорезами".
На профессиональном языке этот этап над этюдом называется поисками мотива. Само слово «мотив» подразумевает выделение самого главного. Например, «мотив с морем» говорит о том, что море здесь главное, и оно определяет все пластическое и колористическое решение картины.
В «мотиве с мостиком» — главное это мостик. Он и будет смысловым центром всей композиции работы, все остальное закрутится вокруг него.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Куст шиповника".
Часто на поиски мотива художники тратят больше времени, чем на написание самого этюда. Иногда ходишь, ходишь и так ничего и не выберешь. Глаз ни на чем не останавливается. А иногда только окажешься на месте и сразу же видишь уголок природы, который хочется писать немедленно.
Фото автора. Тяглова Н.В. " Поспевший виноград".
Я обычно перед пленэром отправляюсь гулять, без этюдника налегке. И в процессе прогулки выбираю интересные мотивы. Лучше всего гулять в разное время и по разной погоде. Ведь вечером будет освещены дали заходящим солнцем, или тени подчеркнут рельеф местности, а днем этого не будет, и сам пейзаж будет смотреться иначе.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Озимые".
Сталкиваешься часто с тем, что присмотришь красивый мотив, а он поменялся за час. Ушло солнце за тучи, исчезли красивые серебристые облака, пропал контраст освещения или растворилась утренняя нежность в пейзаже. Для себя я отмечаю, какой из мотивов лучше смотрится в определенное время дня. И потом просто выбираю, куда пойду писать.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Дорога с фермы".
Стоит заострить еще внимание на то, что даже если с мотивом мы определились, то очень важно выбрать правильную точку зрения. Ведь существует огромная вариативность точки зрения на выбранный пейзаж. А выбрать надо самую выразительную.
Иногда именно точка зрения в этюде, уровень горизонта заставляет зазвучать выбранный мотив. Знаю одного художника, он на пленэре копал снег по примеру Грабаря, чтобы опустится ниже. Это позволило ему передать ощущение подъема в гору, по растаявшей дороге к храму на пригорке. Сам мотив приобрел философское звучание, только из-за правильно выбранной точки зрения.
Фото автора. Тяглова Н.В. " На краю поля".
Я сама иногда сажусь на землю, не раскрывая ножки у этюдника, так как точка зрения снизу самая подходящая. А иногда наоборот пишу стоя. Даже используя такой нехитрый прием, можно сильно поменять точку зрения.
Именно два правильных подобранных фактора: мотива и точки зрения поможет быстро и выразительно найти композицию этюда. Знаю по опыту в противном случае, ничего не сложится.