(при рождении Генрик Гектор Семирадский)
родился 24 октября 1843 (Ново-Белгород, Харьковская губерния, — 1902) — польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма.
Учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент Французской Академии изящных искусств.
В начале ХХ века в среде художников-модернистов его имя пользовалось значительно большим уважением, чем в кругу передвижников.
Врубель в русском искусстве признавал только его, Иванова и Куинджи. Для «мирискусников» он воплощал призыв к восприятию эстетики формы и одновременно вниманию к формальным свойствам искусства. Тогда как Павел Третьяков принципиально не покупал его полотен, отказывая ему вправе именоваться русским художником и обвиняя в космополитизме.
По словам Александра Бенуа, «в русском искусстве, совсем не богатом на блестящих салонных живописцев, он остался своего рода диковинным «раритетом», виртуозом-фокусником, высокой пробы ремесленником, произведения которого до сих пор сохранили способность увлекать и восхищать».
Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Г. Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например, росписи Храма Христа Спасителя в Москве.