Казни на картинах Василия Верещагина

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о казнях в Риме, Индии и России. «Око за око, зуб за зуб» — так называл Василий Васильевич Верещагин цикл, в котором сравнял судьбы индийских мятежников, русских народовольцев и Иисуса Христа перед расправой толпы, обладающей в определенный момент истории властью осуждать.
Все три работы, входящие в трилогию, объединяла одна тема – крайности смертной казни, имевшие место на территории трех крупнейших империй в истории человечества – Римской, Британской и Российской, что подчеркивается в названиях самих картин.
.
1. «Распятие на кресте у римлян», 1887 г. олст, масло. Размер: 301 х 401,3 см. Частная коллекция
Впечатляющее полотно было закончено художником в 1887 году во время пребывания в Париже в его парижской студии, которая была специально оборудована для создания масштабных работ. Верещагин задумал создание этой картины в 1876 году, а на протяжении последующих десяти лет мечтал поскорее закончить работу над ней.
Взяв кульминационный евангельский сюжет, Верещагин ломает сложившуюся традицию и помещает распятие не в центр картины, а отодвигает его в правый край, уступая пространство холста толпе обвинителей, глухим стенам Иерусалима и чёрному небу. Картина продана Верещагиным на Нью-Йоркском аукционе в 1891 году, а в 2011 году ушла из собрания Бруклинского музея на торгах Christie’s за 1 721 250 млн фунтов стерлингов русскому коллекционеру. Последний раз выставлялась в 1923 году и теперь — впервые в России — ее можно увидеть в Третьяковской галерее.
2. «Взрывание из пушек в Британской Индии». Около 1884г. Холст, масло. Местонахождение неизвестно
Верещагина обвиняли в клевете на британскую армию, мол, этот нетипичный вид казни употреблялся только однажды. Художник, дважды проехавший всю Индию, стоял на своём. Сегодня известно, что этот вид казни был изобретен еще в XVI веке и действительно был популярен вплоть до ХХ среди разных европейских колонизаторов против рабов. Вот, например, фотография казни в Иране конца XIX века. Картина же была продана на аукционе в Нью-Йорке и пропала бесследно.
3. «Казнь через повешение в России» 1884–1885. Холст, масло. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
За событиями 1881 года в России — убийство Александра II, затем казнь участников «Народной воли» на Семёновском плацу — Верещагин следил из Парижа. Методы борьбы революционеров он не разделял, но был возмущён расправой над ними. Картина была запрещена в России и только после 1917 года оказалась в залах музеев.
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН
«Замечательно, что эта последняя картина, не понравившаяся русскому, очень понравилась английскому народу; с другой стороны, «Взрывание пушками в Индии» совсем не по вкусу англичанам, а русские очень хвалили эту картину».

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

Казни на картинах Василия Верещагина Идея создания трилогии о человеческой жестокости родилась в начале 1880-х во время поездок по европейским и азиатским странам. В нее вошли три картины о

.

Ваш комментарий