1908 г. Бумага на холсте, масло. Размер: 53.2 x 39.3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, акцентируя плоскость холста, сквозь красочный слой часто просвечивает грунт и даже фактура, плетение ткани. Он же использовал и цветной грунт, который был как бы добавочным цветом, придававшим дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина подсвечена с тыльной стороны. Способность автора передавать мельчайшие подробности освещения с годами только развивалась.
Эта особенность творчества Куинджи отчетливо видна на полотне «Солнечный свет в парке». Стволы берез прижимаются друг к другу поближе – они чувствуют близость, похожую на знакомое нам, человеческое родство, без которого жизнь была бы бесцветна, как роща без солнечного света.
Кроны тянутся друг к другу, как бы стремясь соединиться в объятиях. Хотя солнечный свет не может пробиться через их тугое сплетение, он находит обходные пути и все-таки освещает дорожку, пролегающую между рядами влюбленных берез.
Видение этой картины не просто переносит зрителя на ту самую тропинку, где можно насладиться возвышающимися деревьями и игрой света, не только заставляет забыть о том, что видимое – не реальность, а лишь изображение, — кажется, как будто картина выше, лучше того, что встречается в повседневной жизни.
Это впечатление ложно, но объяснимо: художник акцентирует внимание на деталях, которые скрываются от нашего обыденного взгляда; мы как будто видим что-то новое и незнакомое, хотя и наблюдали это же не раз.