Франсис Пикабиа (Francis Picabia, Париж, 1879-1953), французский художник, скульптор и гравер испано-кубинского происхождения, после изучения опыта импрессионистов и фовистов примкнул к абстракционизму (Каучук, 1909), дав также вполне индивидуальное прочтение кубизма и орфизма.
Франсис Пикабиа в своей мастерской
В Нью-Йорке в 1915 г. вместе с М. Дюшаном и Ман Реем издавал журнал «291», близкий по установкам дадаизму; создал серию «механических» композиций с намерением поднять значение банального объекта до статуса художественного произведения. Его сложные и одновременно бесполезные модели механизмов развенчивали техницистский миф современного мира.
После возвращения в Европу в 1918 г. Пикабиа стал заметной фигурой в дадаистских кругах. Отойдя от дадаизма и сблизившись с сюрреалистами, он создал серию сатирических интерпретаций знаменитых произведений прошлого, за которой последовала (с 1928) серия «прозрачностей», графической игры с умножением противопоставляемых изображений, что характеризует конец его сюрреалистического периода. Затем он вернулся к фигуративному искусству, подтвердив это в 1936 г. серией, аллегорических холстов.
Sedell (1909)
Автопортрет (1923)
Автопортрет (1940)
Баланс (1919)
Балерина на океанском лайнере (1913)
Быстый поворот машины (1917)
Две женщины с маками (1942 — 1944)
Двое обнаженных (1941)
Девочка (1912)
Дочь рожденая без матери (1917)
Женщины и Бульдог (1941 -1942)
Испанская ночь (1904)
Карбюратор (1919)
Карнавал (1924 — 1927)
Натюрморт (1937 — 1938)
Обнаженная (1942)
Очень редкая картина Земли (1915)
Парад любви (1917)
Священнослужитель (1913)
Французская танцовщица канкан (1942 -1943)