Творческая спонтанность и дезинтеграция
Дадаизм появился как литературное и художественное движение, почти одновременно около 1916 г. сложившееся в Швейцарии и в США с общей программой — ироническим развенчанием всех традиционных ценностей культуры, пропустив их сквозь призму примитивизма, иррациональной творческой спонтанности, разобщенности художника с окружающим миром.
Цюрихскую группу образовали философ Хуго Балль, писатель Тристан Тцара и такие художники, как румын Марсель Янко (1895-1984) и Ханс (Жан) Арп, к которым затем присоединились швейцарская художница Софи Тойбер (1880—1943, жена Арпа) и немцы Ханс Рихтер (1888-1976) и Кристиан Шад (1894-1982), то есть в большинстве эмигранты из воюющих стран; местом встреч этой группы было кабаре «Клуб Вольтера» в Цюрихе.
Здесь в один из вечеров, наудачу открыв словарь, они выбрали словечко «дада» (фр. «детская лошадка»), как указание на словесные опыты младенца для определения бесполезности рационального начала в поэтическом творении. Картины и скульптуры с намеками и символами, не связанными между собой; коллажи и фотографические приемы — все эти проявления дадаистского движения высвечивают первостепенную роль «языка» как источник творчества, а не образного мышления как такового (X.Арп, Цветок-молот, 1916, частное собрание, Париж).
Под руководством Т.Тцара, главного редактора журнала «Dada», основного рупора движения вплоть до 1919 г., проводилось активное низвержение всех существующих установок, включая новации авангардистов начала XX в., с целью радикального переосмысления задач художественного творчества. Эта «протестная» программа была, потом перенесена в Германию.
Берлинская группа была основана художником и режиссером Хансом Рихтером вместе с художником, скульптором и писателем Раулем Хаусманом (1886—1970). Ее отличал более ярко выраженный революционно-политический дух, который еще более усилился с присоединением к этому движению графика и художника Георга Гросса. Георг Гросс (1893—1959), который, возможно, и был изобретателем фотомонтажа, а сразу после войны стал известен своими сериями рисунков и литографий, чрезвычайно язвительных в своей саркастичности, обличавших жестокость милитаризма (Столпы общества, 1926, Государственные музеи, Берлин).
К кёльнской группе принадлежали X. Арп, М. Эрнст и художник, поэт и политик Йоханнес Теодор Бааргельд (1891—1927), которые выпускали коллективные и анонимные коллажи под общим названием Fatagaga.
Цели, аналогичные тем, что преследовала Цюрихская группа, ставили перед собой и нью-йоркские дадаисты: это направление оформилось в 1916 г. в Нью-Йорке. Ф. Пикабиа, М. Дюшан и Ман Рэй связывали свой художнический опыт намного теснее с социальным и индустриальным контекстом капиталистического общества. Встреча в Цюрихе (1918) Пикабиа и Тцара была первым шагом к слиянию обоих движений, цюрихского и нью-йоркского, что произошло в Париже около 1920— 1921 гг. К нему примкнули литераторы Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, что определило рождение сюрреализма в 1924 г. После Второй мировой войны, в конце 1950-х годов, в Нью-Йорке имел место второй этап дадаизма, получивший название «новое дада». В этом движении принимали участие Роберт Раушенберг (1925 — 2008), художник Джаспер Джонс (1930), скульптор Луиза Невельсон-Берлявски (1900-1988).