1875г. Холст, масло. Размер: 39×27,5 см. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
В творчестве Владимира Егоровича Маковского свое воплощение получили мотивы лирического, светлого восприятия народной жизни. Небольшое живописное полотно «Девочка с гусями в поле», написанное в 1875 году, относится к циклу картин, посвященных жизни крестьянских детей. Создавая с большой любовью и теплотой детские образы, свою задачу художник видел в том, чтобы в обыденной ситуации открыть своеобразную поэзию повседневной жизни, красоту народного быта. Живость и меткость работ Маковского заключалась в умении увидеть момент, который затем становился основой сюжета. «Картина – не слово, – любил говорить художник, – она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».
Полная тонких наблюдений сценка написана Маковским с большой выразительностью: и сельский пейзаж, и сама героиня – обаятельная в своей непосредственности девочка, пасущая птиц. Портретная основа образа несомненна, хотя, по всей вероятности, он несколько идеализирован. Фигурка девочки, приближенная к первому плану, выглядит значительной на фоне прозрачно-голубого летнего неба. Внимательно всматривается художник в ее миловидное, слегка задумчивое лицо, в детали костюма.
В картине видна эволюция творческого метода Маковского: от сдержанной манеры к более раскованной, от подробного повествования к художественному обобщению и эмоциональной свободе, от колористической изолированности фигур и предметов к цветовому единству. Своим образным строем, светлым лирическим настроением произведение перекликается с портретно-жанровой живописью В.А. Тропинина, у которого Маковский получил свои первые профессиональные уроки.
Проста и естественна характерная сценка из жизни крестьянских детей, но это не бесхитростное списывание с натуры в духе художников-бытописателей 1850-1860-х годов: в этой картине есть отношение автора к модели. Непринужденность построения композиции, фрагментарность вводят зрителя в эмоциональную атмосферу произведения, создавая эффект присутствия. Глубокая симпатия и уважение художника к обыкновенному человеку передается и зрителю. А сама живописная интонация удивительно точно совпадает с изображенной сценой: автор высветляет палитру, стремится к передаче света и воздуха, естественности красок природы. И звучит в картине мелодия ясная, какая-то целительная, дающая душевный покой.
Использованы материалы книги: М. Агеева М, Е. Ильина, Л. Смирных «Нижнетагильский музей изобразительных искусств» (Белый город, 2004)/