Чжань Хуань. "Семейное древо", 2001Чжань Хуань. "Семейное древо", 2001
Для своей творческой акции Чжан Хуань попросил нескольких китайских мастеров каллиграфии покрыть его голову надписями. Так на бритом лице, лбу, затылке художника появлялись иероглифы: имена, старые сказки, воспоминания, притчи и фольклор. Постепенно, под слоем туши пропадал истинный облик самого Чжана Хуаня.
Чжан Хуань родился в 1965 году в Аньяне. Получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне в 1988 году и степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине в 1993. Несколько лет провел в Соединенных Штатах, обучаясь опыту западного искусства. В настоящее время живет и работает в Шанхае.
Чжань ХуаньЧжань Хуань
Чжан Хуань является одним из главных представителей современного искусства Китая. Его перформансы были широко известны в первой половине 1990-х годов, позднее художник пришел и к станковой живописи и даже к скульптуре, которую создает с помощью храмового пепла.
Биография Чжана Хуаня неординарна, а тот факт, что художник использует храмовый пепел в своем искусстве говорит о его поиске самоидентичности, попытке наполнить свои работы глубокой философией.
Чжан Хуань. 12 квадратных метров. 1994. Кадр из видеодокументации перформанса. Пекин. Источник: artnet.comЧжан Хуань. 12 квадратных метров. 1994. Кадр из видеодокументации перформанса. Пекин. Источник: artnet.com
Среди самых известных перформансов, как раз, и «Семейное древо» — акция о судьбе поколений, переплетающихся в потомках. Во всяком случае, так ее можно трактовать, но каждый свидетель и зритель «Семейного древа» сам вправе решать, какая суть содержится в нем.
По мере того, как голова художника покрывается слоями чернил, пропадают индивидуальные особенности его лица, выражение становится опустошенным, глаза смотрят прямо и безразлично.
Чжан Хуань. Пепельная голова с длинными ушами. 2007. Сталь, пепел, дерево. Источник: artsy.netЧжан Хуань. Пепельная голова с длинными ушами. 2007. Сталь, пепел, дерево. Источник: artsy.net
Груз поколений может наложить несмываемый отпечаток на судьбу одного из потомков. Карма отцов ложится на плечи сыновей. В прошлом было так много страданий, которые творились так легко, что жить в настоящем от этого становится невыносимо – все это часть идей, которые могли бы лечь в основу произведения.
Чжань Хуань. "Семейное древо", 2001Чжань Хуань. "Семейное древо", 2001
В обществе крепчает мысль, что искусство не нуждается в объяснении. Ни художник, ни куратор, ни арт-эксперт не в праве навязать зрителю ту или иную точку зрения относительно созданного художественного произведения.