А между тем для своего времени, самый конец XV — начало XVI столетий, он был весьма крупной "шишкой" — с 1504 года на протяжении 20 лет заседал в городском совете Вюрцбурга, дважды избирался бургомистром этого города, был богат, имел несколько домов, виноградники, слуг, мастерскую, массу учеников и подмастерий, и 4 жены (первых двух звали Аннами, вторых двух — Маргаритами).
И если вы думаете, что инсталляциями стали заниматься аккурат века с ХХ, то нет, ТИЛЬМАН РИМЕНШНАЙДЕР (ок.1460-1531) отлично работал в этом направлении.
Но обо всем по порядку.
Когда в 1 веке нашей эры римляне пришли в Германию, то они увидели совсем иной мир — холодный, мрачный, если угодно первобытный, лесной. Тацит говорил: "Германия ощетинилась своими лесами", т.е сформировалась под воздействием лесов.
И он был прав, ибо семантика леса — краеугольный камень для всего немецкого искусства (готические соборы, всякие причудливые твари, деревянная скульптура).
Сегодня, кстати, разговор именно о деревянной скульптуре. Это совершенно особый вид искусства — деревом нельзя управлять, можно лишь ему подчиниться и идти в унисон с ним. Т.е необходимо чувствовать материю, если хотите стать ей на время работы, слышать ее и слушать, иначе резец быстро собьется с пути, попадет в волокнистую колею и все пойдет по липе (основным материалом была именно липа).
Итак, средневековые инсталляции в студию.
1️⃣ "Мадонна в розарии", около 1521-1524. Автор Тильман Рименшнайдер.
Находится она в Церкви Марии в винограднике около Фолькаха — такая типичная немецкая глубинка, в которой, кажется, еще живет дух средневекового германского люда.
Церковь эта в XVI веке стала принадлежать бегуинам — состоятельным женщинам, которые решили уйти от полноценной мирской жизни, дабы посвятить себя помощи бедным и больным (не путаем с монашками, бегуины — это полурелигиозное сообщество).
Итак, что мы видим? Медальон, изображающий Мадонну с младенцем Христом на руках. И подвешен этот медальон под сводами церкви аки видение.
Из книги "Откровений" Иоанна Богослова читаем: "И явилось на небе великое знамение — жена, облаченная в солнце. Под ногами ее луна, а на голове ее венец" (венец утрачен, разрушен временем, но продолжает незримо чувствоваться по жестам двух ангелов, что над головой Мадонны парят).
Т.е Рименшнайдер материализует в дереве видение. О филигранном его мастерстве скажу чуть позже, а пока его самый главный, максимально эффектный инсталляционный прием — работа со светом.
Медальон висит таким образом, что солнце светит аккурат в него, в упор, создавая естественное мистическое свечение, озаряя образ — Мадонна в прям смысле предстает перед зрителем со всей славе. Эффект галлюцинации, видения и, как следствие, экстаз, в который конечно крайне религиозный средневековый люд впадал.
2️⃣ "Алтарь Святой Крови", около 1500. Автор Тильман Рименшнайдер.
Алтарь этот расположился тоже в глубинке Германии — в Церкви Святого Иакова в Ротенбург-об-дер-Таубере (не такая деревня, как то место, где медальон с Марией, но тоже не Берлин с Мюнхеном).
Что мы видим тут? А видим мы некое огромное дерево, в центре которого развернулось великое событие — Тайная вечеря.
Современные авторы инсталляций нервно курят в сторонке, ибо эффекты, которых достигал Рименшнайдер ни одному современному художнику не удалось достигнуть.
Первое, что обращает на себя внимание — фигура Иуды. Рименшнайдер помещает его аккурат в самый центр композиции рядом с Христом, спиной к зрителю (традиционно Иуда располагается с краю).
Здесь необходимо понимать — перед нами Алтарь покаяния, т.е к нему шли, чтобы покаяться за содеянное, за грехи свои и срамные помыслы. И путь верующего, когда он направлялся к Алтарю, построен таким образом, что человек становится на место Иуды.
Иуда — это альтер-эго грешника.
Т.е прихожанин не просто зритель, но соучастник. Даже больше чем просто соучастник.
Взгляните на апостола Филиппа — он смотрит аккурат на вас (на зрителя, на кающегося), словно вопрошая: "на чьей ты стороне?".
Иначе говоря, человек не просто играет роль Иуды, ему предоставлен выбор! Сторона покаяния или сторона Иуды, тут каждый решает сам.
Никакой напыщенной театральности! Только экспрессия взглядов и жестов. И только тени леса — те самые графичные складки одежд и завитки кудрявых волос (а как он точно схватывал мельчайшие детали выражения лиц! вау).
Тильман Рименшнайдер ПЕРВЫЙ, кто отказался от раскраски своих резных скульптур — это чистая сила пластики и пластической формы.
По силе экспрессии он стоит в одном ряду с Маттиасом Грюневальдом. Дворянский титул, правда, ему никто не дарил, да и как можно было — в самый разгар Крестьянской войны (1525) Тильман Рименшнайдер, будучи второй раз бургомистром Вюрцбурга, встал на сторону крестьян.
Бытует в сети такой миф, будто после восстания, которое он поддержал и за которое его заключили в тюрьму, Рименшнайдеру обломали / покалечили / обрубили, господипрости, палицы на обеих руках (сломали обе руки) и работать он больше не мог ➡️ ЛОЖЬ.
Его арестовали на 2 месяца и с миром отпустили, конфисковав большую часть его имущества — заказов он больше не получал ➡️ ПРАВДА.
Меня тут спрашивали кто мой любимый скульптор, так вот их два и оба они работали с деревом — Тильман Рименшнайдер и Эрнст Барлах. О первом я вам только что рассказала.