Художник передвижник Валентин Серов многим из нас запомнился красочным полотном Веры Мамонтовой "Девочка с персиками". Но помимо этого шедевра у него было много других достойных работ. Например, достойна внимания картина "Портрет великого князя Павла Александровича", написанная в 1897 году.
Перед тем, как я опишу картину, хочу отметить тот факт, что среди художников Серов прославился, как своеобразный правдолюб. Считалось, что художник обладает даром видеть людей насквозь. Сам живописец о себе говорил, что замечает всякую мелочь, вплоть до каждой поры на теле. В результате, многие его портреты имеют незримую метку, которая хорошо ощущается зрителем. Смотришь на картину и понимаешь какой перед тобой человек, достойный или не очень…
Князь Павел Александрович издалека смотрится величественно, но начинаешь присматриваться и берет удивление. Князь выглядит словно манекен. В нем не чувствуется души, живости характера и эмоций. Черты лица небрежно прорисованы, словно по ним нехотя прошлись кисточкой. Особенный контраст идет на фоне шикарной лошадиной морды.
Конь выглядит умным. В отличие от князя у него мудрый и проникающий взгляд. Каждая черта животного умело прорисована. Сразу понимаешь, что над лошадью художник усердно трудился.
Помимо лошади, детальное внимание уделено золоченной кирасе князя.
Павел Александрович стал самой невыразительной частью портрета. Приятное впечатление от картины идет только благодаря чуткой лошадиной морде с внимательным глазом, косящимся на зрителя.
Парадокс, но почти все окружающие сразу поняли истинное и негативное отношение Серова к царственной персоне, а вот сам виновник портрета не осознал тонкого сарказма картины. В результате, Серову предложили писать парадные портреты Романовых, что он и делал.