Юдифь и Олоферн — Артемизия Джентилески

Юдифь и Олоферн - Артемизия Джентилески

Артемизия Джентилески создала целую серию крупноформатных полотен на библейские и исторические темы, центральную роль в которых играют женщины. В ряде картин, например, «Сусанна и старцы» и «Юдифь и Олоферн», она раскрывает проблему сексуальной угрозы, исходящей от мужчин. К апокрифическому сюжету о Юдифи, обезглавившей Олоферна, художница обращалась в нескольких работах; один из вариантов был создан ею в 1630 году либо в Неаполе, либо незадолго перед тем, как она переехала в этот город.

Юдифь и Олоферн

Юдифь обезглавливающая Олоферна

Юдифь была поразительно красивой вдовой, жившей в еврейском городе Бетулия, который осадили ассирийцы во главе со своим царем Олоферном. У осажденных закончилась вода, и через несколько дней совет старейшин решил сдать город неприятелю. Тогда красавица Юдифь, известная своей набожностью, решила освободить свой народ. Она отправилась к Олоферну, сделав вид, что хочет помочь ему одержать легкую победу. Оказавшись в царском шатре наедине с Олоферном, пораженным ее красотой и охваченным страстью, она соблазнила его, а потом отсекла ему голову и принесла ее в город. Там голову поверженного царя выставили на городской стене, и это помогло израильтянам победить охваченных ужасом ассирийцев.

Джентилески избирает кульминационный момент этой истории: Юдифь собирается обезглавить царя. Ее юная служанка помогает ей в этом, прижимая сопротивляющегося правителя к ложу. Черты Олоферна искажены страхом. На лицах Юдифи и служанки не видно торжества, как на других подобных на тот же сюжет; они сосредоточены и полны решимости. Центр картины занимают голова Олоферна и руки женщин, сдерживающих царя. Некоторые признаки говорят о том, что борьба уже состоялась. В своей работе Джентилески сосредоточивает внимание на самом основном действии, а именно обезглавливании Олоферна, и изображает это событие в силуэтной форме, когда полностью не видна ни одна из фигур. Она также отказывается от какой бы то ни было конкретизации места действия.

Художница явно заимствует у Караваджо использование резких контрастов света и тени, а также сияющую палитру красок и приемы, концентрирующие композицию вокруг центрального элемента. Доминируют основные цвета: темный фон контрастирует с переливающимися оттенками золотистого платья Юдифи, красного одеяния служанки и белой, запятнанной кровью простыни. Драматизм ритуальной сцены усиливается интенсивным световым потоком, льющимся на верхнюю часть тела Олоферна, руки женщин и голову Юдифи.

Если многими художниками Олоферн изображался как жертва жестокой, хладнокровной женщины, то в интерпретации Джентилески сюжет трактуется несколько иначе. Ее Юдифь вовсе не символ опасного, соблазнительного и непредсказуемого женского начала, и поэтому обезглавленный Олоферн показан не как жертва женской мании кастрации. Тема Артемизии Джентилески — наказание мужчины и лишение его силы, но еще больше в картине подчеркивается сила женщин, действующих совместно.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Предыдущая запись Поединок женщин — Хусепе Риберы
Следующая запись Слияние тела с окружающей средой в боди-арт работах Vilija

Комментарии:

Добавить комментарий