Все помнят историю про то, что Ленин — гриб? 😅

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Яеи Кусама

Об этом на советском телевидении в 1991 году рассказал Сергей Курехин. "У меня есть совершенно неопровержимые доказательства", сказал он и в течение целого часа с серьезным лицом рассказывал о том, что Ленин злоупотреблял мухоморами и что со временем грибы вытеснили его собственную личность.

Не буду пересказывать этот прелюбопытнейший абсурд, ибо видео Курехина с Шолоховым легко можно найти в интернете. Да и разговор не о нем.

А о ЯЕИ КУСАМЕ, которая, в отличие от Ленина, реально могла употреблять грибы, но нет, потому что она просто дама с биполярочкой (хотя вариант с грибами мне нравится больше😂).

Итак, Яеи Кусама — самая дорогая из ныне живущих художниц и самая навязчивая.

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Яеи Кусама

Именно навязчивая, потому что ее фирменные красные горошины на белом или черные на желтом (или желтые на черном, или любые😂) уже не просто бренд, который удивительно созвучен с бредом (игра слов), но наваждение. Кажется, что они повсюду и тотально вошли в дом если не каждого, то многих — коллективное переживание ее болезни, как коллективное восприятие ее видения мира.

Нет, нет, я не не люблю Кусаму, просто грибы — это не моя тема и глаза от такого тотального галлюцинаторного мировидения устают.

Дело в том, что Кусама любит создавать масштабные инсталляции, которые не просто представляют нам, т.е зрителям, ее корявую психику, но кричат об этом во весь голос, так сильно, что, кажется, можно сорвать глотку.

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Яеи Кусама

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Главный мотивчик — круги или крупные точки, которыми покрыто все пространство условной комнаты со всеми находящимися там предметами. Очертаний никаких нет — границы стерты, растворились, исчезли. Есть только точки или круги, или горошины.

Пространство мутирует (как вирус короны, простите не удержалась) в совершенно новую среду. Если это обозвать красиво, то так Кусама становится частью Вселенной (чего-то большего, чем она сама) — атомом мироздания, атомом материи. Такой галлюциногенный сюр.

Если не очень красиво, зато честно — типичная физиология шизоида: маниакальное бесконечное повторение одного и того же мотива (способ потенциального исцеления, в миру это называют арт-терапией). Чтобы она ни делала — все будет покрыто этими точками (картины, скульптуры, тотальные инсталляции, тело).

В 10 лет маленькая Яеи Кусама впервые увидела, как цветочки на скатерти в доме ее матери стали перемещаться — начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Именно впечатление от этого глюка — эффект растворения в бесконечности — стал главным принципом ее творчества. С галлюцинациями, к слову, наша дама живет до сих пор, они не всегда ладят, но весьма успешно сожительствуют… в токийской психиатрической клинике с 1977 года (первые дарят второй "гениальные" идеи, вторая эти "гениальные" идеи воплощает в жизнь — идиллия).

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Какой же она тогда художник? — спросите вы меня, — Это же просто шизоид, транслирующий миру свои глюки.

И да, и нет — отвечу я вам. ДА, потому что Кусама, действительно, психиатрически нестабильный персонаж, которому искусство помогает справиться со страхами. НЕТ, потому что существуют такие понятия, как ремиссия и антидепрессанты, более того, дамочка наша повлияла на развитие всего последующего contemporary art. Как такое произошло?

Очень просто. Кусама, если можно так выразится, КУЛЬТУРНО РЕФЛЕКСИРУЕТ, т.е использует те самые культурные маркеры или культурные коды (или историко-культурный контекст), которые, например, напрочь отсутствуют у той же Фриды Кало.

Что я имею в виду? Фрида не ориентировалась (хотя вернее было бы сказать — не знает) на европейскую культурную традицию, только на мексиканский лубок. Ее творческая деятельность лишена культурных кодов — никакой рефлексии, только визуализация ее жизни (личный дневник в красках), никаких символов, только рассказы о себе и про себя (мифология жизненной драмы).

Именно мифология, ибо откуда мы знаем про ее драму — из ее картин, а что это значит? Это значит, что мы знаем не правду, а миф об этой правде, деформированный, искаженный сознанием самой художницы: ее впечатлениями, ее воспоминаниями, ее эмоциями. Трагедия, из которой Фрида сделала легенду — ее личность стала важнее ее творчества, а ее картины в отрыве от ее личности теряют свое очарование и прелесть (впрочем, об этом я много писала, напомню вам в сторис).

Так вот, если творчество Фриды — это исключительно акт арт-терапии, то Кусама — творец, которой искусство помогает бороться с душевным недугом.

Во-первых, во-вторых и сто сорок пятых, Кусама работает с оглядкой на всю художественную традицию ⬇️

1️⃣ на макушке условной горы ее искусства царят культурные и художественные маркеры Японии — минимализм, керамика раку, классическая живопись нихонга, японские гравюры XIX-XX веков.

Так, маниакальные красные точки на белом фоне — это многократное повторение флага своей родной страны, а те же щупальцы — поклон Хокусаю и его осьминогу (гравюра "Сон жены рыбака", показать не могу, искусственный разум меня забанит за еретизм😂).

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Яеи Кусама

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Хотя, была ни была 😂

2️⃣ многочисленные фаллосы — это уже про культуру европейского континента, в частности про дедушку Фрейда (Юнга, Фромма, Лакана). Не без аллюзий и на Др.Рим, когда фаллос был апотропеем — предметом, защищавшим от сглаза, злых духов и приносившем удачу. Такая волшебная мутация страха перед сексуальностью в некий оберег от этого же страха.

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Сюда же и мотив зеркала, который давно и емко живет на просторах культурного контекста многих стран, и который так любит Кусама, потому что "Зеркало — это устройство, которое уничтожает все, включая меня и других" (Кусама).

Вообще, феномен отражения всегда ассоциативно связан со способностью человека к рефлексии, к ощущению своей двойственности, двойственности мира и спора со временем и пространством.

3️⃣ Кусама реагирует на современные реалии и катаклизмы, а не только визуализирует свою больную картину мира. Но, поскольку Кусама смотри на мир исключительно через галлюцинации, ее рефлексии на тему ясное дело будут выглядеть именно как грибные причуды, просто потому, что она не умеет увидеть мир по-другому. В случае Кусамы это не эпатаж, а неизбежность, превращенная позже уже в эпатаж и бренд.

Например, в 1968 году Кусама устроила акцию против войны во Вьетнаме — барышня наша со своими друзьями вышли голыми на Бруклинский мост. Их тела были покрыты красными горошинами, символизирующими пулевые ранения — это символы вообще, общекультурные, масштабные, глобальные (какие угодно; тогда как у Фриды за внешней якобы метафоричностью лежит лубочная театральщина ➡️ например, песик Сеньор Ксолотль и обезьянка Чангито символизируют ее неродившихся детей, гвозди — измены Риверы и, как следствие, известное в Мексике народное выражение "быть пригвожденным").

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Акция против войны во Вьетнаме, 1968.

Т.е та же Фрида говорит исключительно о себе и про себя. Кусама же, через свое лично, деформированное, искалеченное мировидение, транслирует вещи общечеловеческого масштаба (как тот же Ван Гог, например).

Что еще нужно знать о Кусаме, чтобы понять ее масштаб? Главный апроприатор мира сего Энди Уорхол присвоил себе часть ее идей. А — аргумент.😂 В частности, мотив повторяющихся изображений (Класс Олденбург, после совместной выставки с художницей, занялся мягкой текстильной скульптурой, аккурат вслед за Кусамой; не без оглядки на нашу японку и Демиан Херст стал творить свои кружки; в общем, примеров вагон и маленькая тележка, если не больше).

Тут хорошо бы вот что понять: Кусама есть продукт общества потребления — привет яркий, глянцевый, вылизанный до приторного блеска поп-арт. Никакой бургерной лавки Олденбурга у нее не будет, зато она с радостью переведет вполне себе натуроподобные щупальцы Хокусая на язык кавайи (по-русски это можно интерпретировать модным ныне "мимими").

В 27 лет наша героиня сбежала от строгих родителей, которые ей запрещали рисовать, готовя сделать дочь приличной домохозяйкой (в Японии до сих пор царит патриархат — еще каких-то пару лет назад в японском правительстве вообще не было женщин, сейчас около 3%), в Америку 60-х — страну хиппи, свободы и, очень хочется сказать, аморальности. 😂

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Кадр из фильма "Кусама. Бесконечные миры". Режиссер Хизер Ленц. США, 2018

Ух, она, конечно, попала в нужное место в нужное время — в 1957 году американское общество было поглощено изучением психоделических состояний и Кусама, как художник, интерпретирующий подобные личные переживания, вызвала неподдельный интерес. Да еще и японка!

Потом она, правда, вернулась на родину, заселилась в психушку, открыла гей-клуб и мастерскую, аккурат рядом с психиатрической лечебницей, написала роман. Специалисты все-таки умеют направить безумный разум на путь смирения и покаяния.😂 Ну хорошо — на путь ремиссии.

Не стоит думать, что живя на пмж в психушке, Кусама не может адекватно оценивать реальность. Как раз именно там она ее отрефлексировать и может.😂 Причем вполне нормально и очень успешно, следуя всем правилам и трендам современного арт-рынка (грибная кислота нынче в почете, впрочем, как и всегда, потому что странно, броско, журнально, т.е модно, а то, что модно всегда популярно; да и эстетику аниме не будем упускать из вида, которую Кусама успешно перевела в абстрактные, галлюциногенные формы). Более того, она активно сотрудничает с модными домами, создавая для них узнаваемые и очень дорогие вещи (например, она покрыла горохом коллекцию для Louis Vuitton).

Яеи Кусаму мы никогда ни с кем не спутаем. Ее, такую до оскомины навязчивую, которую в миру все давно уже зовут просто Дотти, потому что "dot" с английского переводится как "точка".

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Яёй Кусама "Сад нарциссов" (1966) на Венецианской биеннале, Италия, 1966. 

Кусама продавала сферы посетителям, прося за каждую 1200 лир (около 2 долларов). С одной стороны, так она выражала своеобразный протест против коммерциализации арт-рынка. С другой стороны, это был новый шаг в современном искусстве — каждый мог стать обладателем части уникального творения, инсталляции, которая, соответственно, по мере уменьшения количества шаров меняла свои очертания.

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Яеи Кусама

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Кусама, 1952

Все помнят историю про то, что Ленин - гриб? 😅

Демиан Херст, 2000ые

источник

Ваш комментарий