1943г. Холст, масло. Размер: 106.4×170.2 см. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
После четырехмесячного пребывания в нью-йоркской психиатрической лечебнице для алкоголиков в 1938 году художник обратился к абстракционизму и сюрреализму. «Волчица» относится к периоду., когда Поллок всерьез увлекся идеями психоанализа и юнгианскими архетипами и черпал вдохновение в индейской мифологии, создавая образ художника-мистика, шамана с кистью, выводящего на холсте таинственные символы и изображения животных-тотемов.
Стилистика, в которой исполнена эта работа, обязана своим рождением настенной росписи, заказанной в 1943 году художнику Пегги Гуггенхейм для оформления своего дома. Именно во «Фреске» Поллок впервые объединил шрифтовые знаки и обозначения-символы животных и тотемов.
Использование такой символики позволяло трактовать каждую картину этого ряда лишь предположительно; смысловое поле, таким образом, существенно углублялось. «Волчица» — типичный пример подобных произведений.
Картина была впервые представлена публике на первой персональной выставке Поллока в 1943 году. В ее сюжете критики усмотрели отсылку к легенде об основателях Рима Ромуле и Реме, выкормленных волчицей. Однако сам художник отказывался комментировать и эту, и другие свои работы. Он говорил только, что эта картина «существует, потому что я должен был ее нарисовать». И добавлял: «Любая попытка с моей стороны сказать что-нибудь о ней, любая попытка объяснить необъяснимое может ее только уничтожить».