Первая половина XVII века. Холст, масло. Размер: 56х72 см. Калужский музей изобразительных искусств
Известный голландский художник и офортист Йост Корнелис Дрохслот (1586 – 1666) неоднократно обращался в своём творчестве к библейскому сюжету об исцелении расслабленного. Расслабленными в Евангелии называли тех, кто был болен настолько, что не мог самостоятельно передвигаться. В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. Вода из купальни считалась чудодейственной: ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Евангелие от Иоанна; ин. 5:1-16). Все галереи при купальне были наполнены множеством слепых, хромых, убогих людей. Там же лежал расслабленный, страдающий своей болезнью тридцать восемь лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: возьми постель твою и ходи. И больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошёл.
Дрохслот трактует тему чудесного исцеления больного удивительно подробно, насыщая картину множеством деталей. Внимание художника рассеивается на изображение разнообразных мотивов: всё кажется ему занимательным. И возникают своего рода картины внутри картины, где каждая сценка обретает значительность и законченность. С одинаковым вниманием пишет Дрохслот и пейзаж, и фигуры. Живописный беспорядок толпы и беспокойные контуры пейзажа приведены в гармонию благодаря сдержанному колориту, неяркому солнечному освещению и строгой перспективе в построении пространства.
Имеется информация о семнадцати картинах, созданных мастером на этот сюжет. Это произведения, находящиеся в различных музеях и частных коллекциях: в Центральном музее Утрехта (Голландия), в Королевском музее изобразительных искусств Антверпена (Бельгия), в Музее изобразительных искусств Дюнкерка (Франция), в Музее изобразительных искусств Будапешта (Венгрия), а также в частных собраниях.
Картина из собрания Калужского музея изобразительных искусств входила ранее в состав художественного собрания князя Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова (1874 – 1941) – известного коллекционера, мецената, искусствоведа. В состав его художественного собрания входили картины русских художников первой половины XIX в. и западноевропейских мастеров (более 60), архитектурная графика XVIII – первой половины ХIХ в. с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей (около 2000), редкие образцы фарфора, автографы крупнейших деятелей литературы и искусства. Многие произведения из своего собрания Владимир Николаевич передал Эрмитажу и Русскому музею. В числе работ, поступивших из его коллекции в Эрмитаж, была и картина Й.К. Дрохслота Вифезда.
В 1920 – 1930-е гг. в российских музеях происходило перераспределение художественных ценностей, многие произведения изменили свое местонахождение. Этот процесс затронул практически все музеи, как провинциальные, так и столичные. В мае 1934 г. Музейный Отдел Наркомпроса утвердил передачу из Эрмитажа в Музей г. Калуги шестнадцати картин. В их числе была и картина Вифезда. Таким образом, произведение из бывшего собрания Аргутинского-Долгорукова оказалось в Калуге.