1482г. Доска, темпера. 203 × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция
Картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.
В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Чтобы легче было прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:
Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц – МАРТ.
1. ЗЕФИР
Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.
Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.
Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.
Как и с людьми, так и с божественными созданиями он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.
2. ХЛОРИДА
Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.
3. ФЛОРА
Весна (Флора) предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы (так это делали на свадьбах). Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность.
Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.
4. ВЕНЕРА
Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле. Венера изображена в самом центре картины в апельсиновой роще (именно это дерево было символом семьи Медичи). Полотно было написано вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо, Джулиано Медичи, прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом.
5. АМУР
Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа … ведь у Амура завязаны глаза.
6. ГРАЦИИ
Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение — спиной, и ее внимание приковано к Меркурию. А попадёт Амур в одну из Граций. Скорее всего, в ту, что слева, которая уже загляделась на молодого человека.
Боттичелли здесь не оригинален, изобразив трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.
«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!
7. МЕРКУРИЙ
Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.
В 1537 «Весна» была перевезена в Кастелло. Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743г. 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919, таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас — это один из главных шедевров Уффици.