«Вернулся», Сергей Алексеевич Григорьев

«Вернулся», Сергей Алексеевич Григорьев 1954г. Холст, масло. Размер: 130 × 140 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва Картина украинского советского художника изображает отца,

1954г. Холст, масло. Размер: 130 × 140 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина украинского советского художника изображает отца, вернувшегося в семью, которую он когда-то бросил. Первое название картины — «Возвращение в семью», что говорит о том, что жена и дети приняли блудного главу семьи. Однако в процессе работы художник решил немного изменить сюжет, оставив его в «подвешенном» состоянии и позволив зрителю самому решить каков финал житейской драмы.
После долгого отсутствия отец, бросивший свою супругу с двумя детьми, решил вернуться в семью. Именно эту встречу на своей картине запечатлел художник. Легкомысленный поступок отца повлёк за собой серьёзные последствия. Он стал чужим для семьи. Вину перед семьёй герой пытается загладить самым простым путём — подарками старается привлечь на свою сторону детей.
Полотно «Вернулся» было впервые представлено на московской выставке, посвящённой 300-летию воссоединения Украины с Россией и вызвало острые дискуссии среди зрителей. Критики отмечали большой воспитательный потенциал картины художника и его мастерство в изображении красоты советской женщины. Указывалось, что Сергей Алексеевич Григорьев художник уделяет большое внимание психологической разработке образов, подчеркивает индивидуальные черты характера каждого персонажа. Автор по-новому, остро поставил вопрос о моральном облике «блудного» мужа-гуляки , а заодно и о советской семье на рубеже позднего сталинизма и хрущёвской оттепели.
Над созданием картины «Вернулся» Григорьев работал несколько лет. Замысел картины возник в 1951 году. Доктор искусствоведения, историк украинского искусства конца XIX—ХХ веков В. А. Афанасьев связывает его возникновение с исполнением художником в это время обязанностей депутата городского совета. Григорьев чаще обычного стал сталкиваться с драмами личной жизни граждан и задумываться над их причинами и последствиями. В то время художники не уделяли внимания семейным проблемам — господствовало мнение, что советская жанровая картина в первую очередь отражает общественный быт людей. Тема нового произведения, количество персонажей, их возрастные характеристики и основные взаимоотношения были определены художником в самом начале работы над полотном.

.

Ваш комментарий