На закате царской России, в 1914 году, вышла очень любопытная серия футуристических открыток под названием «Москва будущего». Создал её неизвестный художник, нанятый кондитерской компанией «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»). Автор представил, как будут выглядеть знаковые места великого города в XXII и XXIII веках. То есть заглянул достаточно далеко в будущее. Получилось ярко, задорно, но не без смешных ляпов.
Иллюстрации (здесь и далее): 1914 год /«Эйнем» /Общественное достояние. Иллюстрации (здесь и далее): 1914 год /«Эйнем» /Общественное достояние.
Открытки в царской России появились только в конце XIX века. Однако в начале XX-го они уже были ходовым товаром и пользовались большим спросом. Хоть и стоили недешево: 3 – 5 копеек за черно-белую, 5 – 10 за цветную. Серии карточек выпускались на самые разные темы: религия, знаменитости, для детей, смешные. Я уже однажды рассказывал в своем блоге про хулиганские открытки, которыми обменивались сливки общества.
Москва-река сделалась мировым торговым портом. Военный флот, кстати, упразднили. Москва-река сделалась мировым торговым портом. Военный флот, кстати, упразднили.
Но вернемся к Москве будущего. Дела у производителя качественного шоколада «Эйнем» шли отлично и поставщик двора Его Императорского Величества мог позволить себе заказать цикл изображений о будущем, чтобы и клиентов порадовать (такие открытки охотно коллекционировали) и незаметно вписать свое имя в историю.
В небе тесновато, не находите ли?В небе тесновато, не находите ли?
Каждая иллюстрация сопровождалась пояснительным текстом и на карточке с Лубянской площадью было сказано: «В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль «Эйнем», летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов». Такой он, продакт-плейсмент царской России.
Серия вышла в мирное время, за несколько месяцев до начала Первой мировой, а потому, наверное, и будущее на открытках представлено светлым и радостным. Авторы пишут, что в будущем воздух чистый, без пыли и микробов. А вот костюмы гуляющих из XXIII века удивительным образом напоминают те, что были в 1914-м. Разве что ярче.
Кто-то, возможно, спросит: стоп, а где Центральный вокзал в Москве? Куда дели? А нет его. В начале XX века собирались построить один крупный вокзал в центре города, рядом с Красной площадью и заменить им другие, но планы так и остались планами. Помешали Первая мировая и революция.
«Красивая ясная зима 2259-го года, — написано в пояснительной записке к открытке. – Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани». И всё бы хорошо, да только посмотрите на эти аэросани – винт не защищен кожухом, а потому они больше годятся для битв боевых роботов.
Красная площадь изменилась до неузнаваемости, но Минин и Пожарский остались. И дорога, и воздух забиты до отказу, и полицейский с саблей еле справляется. Ему бы технику в помощь, хотя бы светофор, но авторы серии открыток до такого не додумались.
На вызов спешат пожарные расчеты, бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток. В сопроводительном тексте сказано, что бедствие будет быстро утихомирено. А как иначе может быть в таком наивно-прекрасном, сказочном будущем?!