1631г. Холст, масло. Размер: 181×131 см. Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров)
Одно из самых известных произведений художника Никола Пуссена. Сюжет его навеян античными мифами и произведениями Овидия — «Метаморфозами», посвященными, в основном, древнегреческой мифологии, а также «Фастами», которые являются своеобразным римским календарем священных праздников.
В своей картине «Царство Флоры» талантливый живописец Никола Пуссен соединил древние сказания Греции и Рима, поскольку персонажи взяты из тех и других. Кроме того, произведение, носящее и другое название, в переводе звучащее как «превращение цветов», имеет явную отсылку к практически одноименной поэме древнеримского поэта.
Каждый участок полотна — это отдельная история, как правило, трагическая. Этим и привлекает картина: она собрана, как мозаика, из мифов, не зная содержания которых невозможно получить представление об идее произведения в целом.
В первую очередь, необходимо уточнить: кем является центральная фигура шедевра знаменитого живописца. Кто такая Флора Согласно мифам — древнеримская богиня цветов, плодов и весны. В Древней Греции ей соответствовала богиня Хлорис, или Хлорида. Существует мнение, что на самом деле культ Флоры был распространен Сенатом, поскольку прототипом богини являлась богатая куртизанка, о непристойном поведении которой следовало забыть.
Так или иначе, мифы о Флоре и ее царстве привлекали своим сюжетом многих художников: картина Никола Пуссена отображает эти легенды наиболее интересно и нетривиально.
В правой части полотна расположились Адонис, убитый на охоте, который был возлюбленным богини Афродиты, а также Гиацинт, друг Аполлона, погибший случайно во время спортивных игр. Из крови юношей выросли цветы — анемоны и гиацинты, пополнившие сад богини. Ниже юношей на картине Никола Пуссена «Царство Флоры» мы видим Крокуса и его любимую Смилаку, нимфу, превращенную богами в тис. Крокус же превратился в цветок шафрана. Легенд, связанных с Крокусом, существует несколько: здесь мнения историков расходятся, однако на полотне Пуссена изображена, по-видимому, именно эта печальная сцена.
На переднем плане — нимфа Эхо. Согласно мифу, именно она, безответно влюбленная в эгоистичного Нарцисса, привела его в сад Флоры. Нарцисс, любовавшийся собой в отражении водной глади, в конце концов умер на берегу ручья. Эхо, воспользовавшись амфорой, которая изображена у нее в руках на картине Никола Пуссена «Царство Флоры», отнесла цветок нарцисса богине.
Женщина, смотрящая в небо, которая находится позади Эхо и Нарцисса — Клития. Еще одна трагическая история любви, в которой тоже нет окончательной ясности. Клития была влюблена в бога солнца Гелиоса (по другим источникам — в Аполлона), но без взаимности. Легенды о ней различаются по содержанию, однако исход одинаков в каждом рассказе: в конце концов девушка превратилась в цветок гелиотропа, который всегда поворачивается вслед за солнцем.
Последний персонаж на картине — Аякс, так называемый Большой Аякс, участник осады Трои. Герой, уступавший по силе только своему двоюродному брату Ахиллу, после его смерти претендовал на оружие и доспехи погибшего. Однако их присудили Одиссею. Аякс впал в безумие и убил себя мечом: там, где капли крови упали на землю, вырос цветок, названный дельфиниумом.
Несмотря на трагичность судеб персонажей картины, нельзя сказать, что картина Пуссена мрачна: наоборот, она излучает свет и свидетельствует о торжестве жизни. Смерти нет — все, что происходит с живыми существами, не более чем метаморфозы, видоизменение и возрождение в новом качестве. Зацикленность композиции также свидетельствует об идее вечного круговорота, бесконечности существования всего живого.