Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

С выставки в Севкабельпорт. Август 2021.С выставки в Севкабельпорт. Август 2021.

ВЛАДИСЛАВ МАМЫШЕВ-МОНРО. Слышали о таком?

Если нет, то сейчас услышите, а воочию увидеть его можно как раз на выставке в Севкабельпорт в Петербурге, которая скоро завершится.

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

С выставки в Севкабельпорт. Август 2021.С выставки в Севкабельпорт. Август 2021.

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).

Работ Монро там, конечно, не много, а жаль. Сейчас объясню почему: выставка называется "Энди Уорхол и русское искусство". То есть идеи и творчество короля поп-арта рассматриваются в диалоге с русским искусством от Комара и Меламида до, скажем, Пеперштейна, который написал своего Уорхола аккурат к выставке, или Дмитрия Шорина с его банкой сгущенки.

И это несомненный ПЛЮС севкабелевского проекта, потому что даже спустя 60 лет после появления уорхоловской "Фабрики", российское искусство все еще размышляет над темами, поднятыми тогда, в 1950-х годах ХХ столетия.

Война закончилась и пока старая Европа воскрешала руины прошлого, Америка породила культуру потребления — культуру людей со стабильным высоким доходом и большим количеством свободного времени.

Промышленность, расширившаяся и укрепившаяся за годы войны, в 1950-ые стала забрасывать массового потребителя самыми разнообразными продуктами, начиная от лаков для волос и стиральных машин, и заканчивая блестящими новенькими кабриолетами, которые, если верить рекламе, были материальным воплощением счастья.

Переизбыток рекламы и породил идею того, что никакой реальности нет, есть только реклама и бренды (манипуляция общедоступными образами массовой культуры и стала фишечкой поп-арта).

Искусство отныне есть товар — такой фаст-фуд для богатых, Макдональдс премиум класса, конечно, не лишенный культурной критики и душевной травмы (потому что живого мира нет, есть только мир денег и рекламы), но вся эта вакханалия подана под кисло-сладким соусом, как вызов традиционной кухне художественного формотворчества.

МИНУС выставки в том, что в сравнении с Энди все они, то есть наши, выглядят слегка ущербными и вторичными. И корявыми.

Все, за исключением Мамышева-Монро.

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).

Сей сударь — мастер перевоплощений. Его творческая деятельность — настоящее травести шоу. Он был и Чарли Чаплином, и Наполеоном, и Гитлером, и Любовью Орловой. И, конечно, ей — Мерлин Монро.

Да, это апроприации или, иначе говоря, тактика Энди Уорхола — ПРИСВАИВАТЬ СЕБЕ ИМИДЖ, ЕСЛИ ЭТОТ ИМИДЖ СПОСОБСТВУЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ.

Но Монро, как и Уорхол, делал это блестяще.

 

Я сейчас не буду говорить о том, что эстетические принципы высокого искусства канули в лету уже давно, что правил никаких нет, как и универсального понятия об эстетике, что искусство НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КРАСИВЫМ, не должно нравится — оно вообще ничего никому не должно (напомню вам, что любое искусство когда-то было современным или около современным — Караваджо не понимали, и Гойю тоже; от Курбе и Мане плевались; и таких примеров вагон и большая, большая тележка). Поэтому, пожалуйста, высказывайте свою нелюбовь в комментариях корректно, потому что, конечно, ваш ребенок тоже так бы смог сделать, но он так не сделал (и мой ребенок, к слову, тоже).

Итак, Владик Мамышев-Монро. Он оказался в нужное время в нужном месте. Художественная жизнь Петербурга конца 1980-х необычайно ему подошла, идеально совпали его персональные особенности и атмосфера города, где в едином котле многочисленных сквотов, перемешавшись, жили художники и музыканты, происходили невероятные вечеринки, выставки, рейвы, концерты "Поп-механики", в которые он органично включился сразу после краткого пребывания в армии. Это была эпоха, когда, казалось, можно все.

Вообще, анализ связей Мамышева-Монро и Петербурга — тема отдельная и глобальная, где должны быть рассмотрены и влияние на него Тимура Новикова, которому он бесконечно доверял, и сама атмосфера художественной жизни северной столицы, благодаря которой блистательно реализовался персонаж, давший звучную приставку к его фамилии, и его работа на "Пиратском телевидении" (он имел непосредственное отношение к появлению этого проекта — один из первых примеров российского видео-арта, в рамках которого Владик перевоплощался в огромное количество персонажей, бесновался и остроумничал перед камерой; видео эти можно посмотреть на YouTube; тут будет только постмодернистский задор и отрицание любой серьезности).

Он успел поработать (погиб в 2013 году) практически во всех видах визуального искусства — от живописи, графики и "расцарапок" (авторское название: иглой он царапает фотографию, снимая эмульсию, после создает новый рисунок на фото) до перформансов и видеоинсталляций.

И, конечно, после него остались килотонны текстов и интервью, в которых Монро старался подробно объяснить, что имел в виду в том или ином случае. Но, будучи истинным постмодернистом, он любил приврать, лукавил и преувеличивал. То есть играл, а игра есть то главное, что отличает постмодернизм от модернизма (и придумал ее еще Дюшан с компанией дадаистов, но это дело прошлое и другое).

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).

Это я к чему? Читать его можно и нужно, но всегда необходимо помнить о подводных камнях и фильтровать, т.е. не слушать того, что он говорит😂 Помните, я как-то писала правила общения с contemporary art? Так вот действовать надо так: смотреть долго и упорно, чтобы вот каждую деталь увидеть / посмотреть время создания работы, вспомнить эпоху лихих 90-х, прогуглить кто такой Тимур Петрович Новиков, что было в российском искусстве до него и т.д / посмотреть на работу еще раз, поверьте, она заиграет другими красками и станет неожиданно многогранной.

Практически каждое воспоминание Мамышева-Монро содержит в себе реальный факт, плавно превращающийся в вымысел, кочующий из текста в текст, или эластично меняющийся с учетом конкретного исторического момента. Например, история про маму.

Она в его творчестве закрепилась как важный партийный работник, проверяющий по ночам знания сыном фамилий и должностей членов Политбюро. И была она "секретарем партийного бюро, одиннадцать лет. Это у Владика были такие фантазии: где-то я читала, что я чуть ли не райком возглавляла. И что персональная машина была у меня, это все фантазии. Мы жили в коммунальной квартире, все время мне обещали улучшить жилье. И ни фига не давали". Она, как и все мамы, конечно наказывала сына, но не избивала его ни шлангом, ни туфлями на шпильке, хотя бы потому, что таких туфель у нее никогда не было. "Я спросила его: "Ну почему шпильки? Их у меня никогда не было". Он ответил: "Так красивее. Ни у кого не было шпилек, а у тебя они как бы были"".

Для чего это нужно? Для усиления образа угнетаемого семьей и системой бунтующего художника.

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).

Склонность к корректировке биографии сильнейшим образом связана с самой природой искусства Монро. Повторюсь, в основе каждого его текста лежит безусловный факт. В основе каждой расцарапки — реальная фотография; живописных серий — сложносочиненная, но вполне проговоренная им история.

Так и его перевоплощения всегда конкретны и осмысленны: он трансформируется в реально существовавшего персонажа, жизнь и пластика которого изучена им досконально. Персонажа, удивительным образом востребованного именно в данный момент времени.

И лучше всех охарактеризовала Владика Екатерина Андреева, уподобив его жидкому Терминатору из фильма "Терминатор 2", способного превращаться в любого человека, меняя облик на глазах у зрителя, оставаясь при этом самим собой.

И тут главное отличие Мамышева-Монро от актера — он всегда дает отчетливую авторскую характеристику персонажа, выделяя две-три черты, зачастую скрытые, и строя образ именно на них, доводя эту пресловутую характеристику до абсурда.

Это всегда именно его трактовка, и просто невозможно представить этого парня, плящущего под дудку чужой, режиссерской, мысли.

Про МОНРО, только не про Мерлин, а про Владислава.

фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995; занимался этим до конца дней, актуализируя на злобу дня в унисон времени (тот же Путин у него есть, например).

* Фото серии Мамышева-Монро "Жизнь замечательных Монро", начатая в 1995 и до до конца дней — это портретная галерея знаковых исторических персонажей. Название серии — это игра, игра и пародия, но пародия уже второго круга, ибо отсылает не только к пропагандистской книжной серии "Жизнь замечательных людей", инициированной в 1933 году Горьким, но и к циклу видеофильмов "Смерть замечательных людей" (Пиратское телевидение, 1990–1992 года), в котором Владик играл одновременно Гитлера и Еву Браун, а также Мэрилин Монро.

источник

Ваш комментарий